Уильям Моррис – поэт, художник, дизайнер. Елена Кешокова к 190-летию английского писателя

Кешокова Елена Алимовна
Мар 27 2024
George Frederic Watts. Portrait of William Morris 1870

24 марта 2024 исполнилось 190 лет Уильяму Моррису – поэту, писателю, художнику, теоретику искусства, основоположнику современного дизайна, чье творчество подготовило почву для европейского модерна. В 1848 году, поступив в Оксфордский университет, где в то время читал лекции по эстетике Средневековья знаменитый Джон Раскин, Уильям Моррис, очарованный романтической красотой и пафосом Средневековья, стал вдохновенным его пропагандистом. Его первая картина «Королева Гвиневера», написанная в духе эстетики прерафаэлитов, воссоздает идеализированный мир короля Артура, запечатленный в образе Прекрасной дамы.

Иллюстрация

Его первый дизайнерский проект – Красный дом, осуществленный усилиями архитектора Филиппа Уэбба и друзьями единомышленниками, художниками-прерафаэлитами: Данте Габриэлем Россетти, Эдвардом и Джорджиной Берн-Джонсами, стал центром нового художественно-промышленного дизайна «Искусство и ремесла» (Arts and Сrafts). Смысл их деятельности заключался в том, чтобы соединить старые технологии и новые возможности их художественного воплощения, поднять художественный уровень массового производства предметов быта и гражданского дизайна.

Иллюстрация

Для этого он обучился ткачеству, вышиванию, производству обоев, созданию витражей – всему тому, что позволило бы украсить современные дома, внести неповторимые краски национальной истории и культуры. По его инициативе была открыта фабрика гобеленов, на которой, в отличие от Виндзорской Королевской шпалерной мануфактуры, стремились «вернуть декоративный орнаментализм к высотам настоящего искусства». Уникальность деятельности художественно-промышленного объединения состояла в том, чтобы создать дизайн дома как единую концепцию от архитектурного стиля до мебели, тканей и украшений. Само слово дизайнер для обозначения новой профессии появилось в английском языке благодаря У. Моррису.

 

Келмскотт

Одним из важнейших проектов Уильяма Морриса было книгопечатанье. Основанная им типография «Келмскотт Пресс» выпустила около 100 книг на специально обработанной бумаге и пергаменте ручной выделки с иллюстрациями Берн-Джонса.

Иллюстрация

Были опубликованы произведения Китса, Шелли, Раскина, Суинберна, романы и повести самого Уильяма Морриса, основоположника жанра фэнтези, повлиявшего на творчество Клайва Льюиса с его циклом о Нарнии и «Властелина колец» Р.Толкиена. Подлинным шедевром издательской деятельности Уильяма Морриса стал «келмскоттский Чосер» - «Кентерберийские рассказы» с иллюстрациями Эдварда Берн-Джонса – издание, которое своим художественным оформлением повлияло на создание новой эстетики книжного искусства – книжный дизайн, включающий шрифт текста, общую концепцию оформления, иллюстрации, качество бумаги и многое другое, что, без сомнения, повышало цену производства, но и ценность самой книги, делая ее произведением искусства.

Иллюстрация

Художественные произведения Уильяма Морриса украшают стены общественных заведений Англии и входят в коллекции британского искусства 19 века ведущих европейских и американских музеев.

Иллюстрация

Из его литературного наследия в России известны большей частью романы, такие как утопия «Вести ниоткуда», фэнтези «Лес за гранью мира», «Воды дивных островов», эпика «Сказание о Доме Вольфингов». Его поэзию переводили крайне мало и именно поэтому хотелось бы упомянуть прекрасный перевод поэмы У.Морриса «Могила короля Артура», сделанный преподавателем Литинститута, переводчиком Михаилом Липкиным, который в предисловии к публикации этой поэмы справедливо отмечает: «Менее всего, как ни странно, Моррис известен как поэт и писатель, хотя его литературное наследие, особенно поэтическое, необъятно», – поэтому – переводчики, дерзайте!

Иллюстрация