О современной поэзии

Аннотация 

В течение двух столетий (сер. XVIII — сер. XX веков) западная поэзия претерпевает радикальную трансформацию. Поэты обретают беспрецедентную свободу: они начинают писать нарочито темные по смыслу тексты, нарушать правила метра и синтаксиса, обновлять лексику, устранять дистанцию между собственной персоной и лирическим героем.

В своей книге историк и теоретик литературы Гвидо Маццони реконструирует ключевые этапы этой метаморфозы и интерпретирует ее как симптом глубоких исторических изменений. Обращаясь к поэтическим текстам Нового и Новейшего времени, принадлежащим к итальянской и, шире, европейской традиции, автор ищет ответы на ряд вопросов, среди которых один из важнейших: как поэзия стала самым эгоцентричным жанром литературы модерности?

Гвидо Маццони (род. 1967г.) — профессор университета Сиены (Италия).

Читать фрагмент на сайте НЛО...

Содержание

Предуведомление 8

Введение. Формы искусства и история человечества 9
1. Литература и долговременная перспектива 9
2. Модели истории культуры 14
3. Теория жанров 26
4. Топография жанров 32
5. Символические формы 39
6. Что такое современная поэзия 41

Глава 1. Сеть понятий 49
1. Лирика и поэзия в современной теории жанров 49
2. Лирика и поэзия в античной поэтике 53
3. Александрийские, латинские и средневековые категории 58
4. Переворот в эпоху Возрождения 64
5. Классицистическое сопротивление и национальные различия 74
6. Новая романтическая теория 77
7. Современное представление о лирической поэзии 85
8. Понятие современной поэзии 88

Глава 2. Образцовый текст. 98
1. Анализ текста 100
2. Интерпретации 107
3. Серьезное и случайное 112
4. Публичное и частное 119
5. Три модели автобиографизма в поэзии 126
6. Распад жанров и экзистенциальный реализм 135
7. Ораторское искусство и солилоквий 141
8. Стиль и самовыражение 145

Глава 3. История форм 153
1. Теории стиля 153
2. Экспрессивизм 164
3. Лексика 172
4. Синтаксис 180
5. Метрика 186
6. Тропы 195

Глава 4. Литературное пространство современной поэзии 206
1. Остаточное содержание 206
2. Лирический романтизм 211
3. Экспрессионизм и сумеречная поэзия 219
4. Современный лирический классицизм 224
5. Антилирическая периферия: возвращение к объективности 226
6. Антилирическая периферия: чистая поэзия 230
7. Эгоцентрический жанр 242
8. Невидимые хоры 245

Заключение. Современная поэзия как символическая форма 252
1. «Я» и мгновения 252
2. Диалектика экспрессивизма 256
3. Поэзия и песни 263
4. Современная поэтическая антропология 278
5. Монады и системы 284

Послесловие к русскому изданию 297

Указатель имен 304