В Литинституте прошел историко-поэтический вечер, посвященный Гражданской войне 1917-1922

Ноя 4 2018
К столетию Гражданской войны второкурсники Литинститута провели историко-поэтический вечер «Слушай же, молодость, как было дело…».

2  ноября 2018 года в Литературном институте состоялся историко-поэтический вечер «Слушай же, молодость, как было дело…», посвященный столетию событий Гражданской войны 1917-1922 годов.

Под руководством доцента кафедры общественных наук Кочетковой Зои Михайловны и студентки пятого курса Орловой Василиссы студенты II курса провели памятный вечер, на котором осветили хронику военных действий, взгляды противоборствующих сторон, обратились к биографиям военачальников. Сквозная тема вечера – отражение исторических событий в художественной литературе начала XX века, поэтому исторические и статистические данные перемежались со стихотворными и прозаическими строчками (нередко вступающими в конфронтацию друг с другом в оценке событий), позволяющими воспринять умозрительные факты через призму личного опыта, ощутить причастность к ним.

Выступления сопровождал видеоряд с кадрами фотохроники Гражданской войны, картами военных действий, плакатами, картинами, портретами писателей, военных и политиков.

До этого в марте 2017 года студенты провели вечер «Слушая музыку революции», в октябре 2017 года – вечер «Десять дней, которые потрясли мир» посвящённые столетиям событий Февральской и Октябрьской революций, предшествовавших гражданской войне.

***

«Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй. Был он обилен летом солнцем, а зимою снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская – вечерняя Венера и красный, дрожащий Марс.

Мать сказала детям:

– Живите.

А им придётся мучиться и умирать.»

М. А. Булгаков «Белая гвардия»

С общечеловеческой точки зрения, Гражданская война 1917 – 1922 годов в России явилась великой исторической драмой, где победа одних классов была поражением для других. Но, в конечном счёте, война принесла неслыханные потери и страдания всему народу, неисчислимые разрушения экономике и культуре страны.

Студенты обратились к вопросу о виновниках развязывания Гражданской войны. Очевидно, что для «красных» виноваты были «белые», для «белых» – «красные» и т.д.. Оценить исторические события, непосредственно участвуя в них, практически невозможно. Даже дистанция в сто лет не всегда позволяет посмотреть на них беспристрастно. Часто это помогает сделать выход в пространство художественного слова.

«И спросят : - Но кто же зачинщик виновный?
И будет ответ: - Виноват весь народ.

Он думал о счастье отчизны родимой,
Он шел на жестокость во имя любви. . .

И судьи воскликнут: -Народ подсудимый!
Ты нам неподсуден: мы - дети твои!»

 Игорь Северянин «Народный суд»

В стихотворении И. Северянина изменяется угол  рассмотрения проблемы. Так ли важно, кто виноват? Обязательно ли нужно обвинение? А самое главное, можно и нужно ли разделять единую общность людей на противоборствующие лагеря? Важной становится мотивировка, побуждения, двигавшие людьми, составляющими совокупно «народ». Причём имеют значение цели не сиюминутные или материальные, а восходящие к высшим ценностям. Потому что в этой точке они одинаковы, они сводятся к мыслям о России. Но, увы, счастливое будущее Родины представлялось всем по-разному.

В своих выступлениях студенты рассказали о программах политических сил, действовавших в годы Гражданской войны, и о том, как они реализовывали, поставленные перед собой цели, как выполняли, данные народу обещания.

«И там и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
"Кто не за нас -- тот против нас.
Нет безразличных: правда с нами".»

Максимилиан Волошин «Гражданская война»

 И те, и другие, действительно, верили, что «правда с ними». Для того, чтобы представить себе, кем были представители противоборствующих сторон, студенты обратились к биографиям некоторых исторических деятелей: Н.И. Махно, анархиста, воевавшего и против красных, и против белых, А.В. Колчака, одного из лидеров белого движения, М.В. Фрунзе, знаменитого красноармейского военачальника, В.И. Чапаева, кавалера трёх Георгиевских крестов и Георгиевской медали армии Российской империи за Первую мировую войну, а в последующем – кавалера ордена Красного Знамени, выступавшего в Гражданской войне на стороне большевиков. У каждой из сторон были свои предводители и герои.

«Белогвардейская рать — векам.»

Марина Цветаева «Дон»

 

«Орлиное племя, матросы, матросы, 
Вам песня поэта, вам слава веков.»

Владимир Кириллов «Матросам»

Поэты-современники восхваляли героев нового времени. И победителей, и побеждённых – тех, чья правда им была ближе. Очевидный раскол в творческой среде произошёл ещё после революций 1917 года. Одни приняли только Февральскую, другие – Октябрьскую, третьи не приняли революцию вообще. Равнодушных, никак не отреагировавших на исторический перелом, действительно, не осталось. Таким образом, революции и последовавшая за ними Гражданская война оказали огромное влияние на все сферы общества, включая искусство. Многие писатели стали эмигрантами, причём некоторые остались в СССР, но стали «внутренними эмигрантами». Возникли две параллельно существовавшие на протяжении нескольких десятилетий русские литературы – советская литература и литература так называемого «русского зарубежья». Писатели, где бы они ни оказались, пытались оценить произошедшие события.

«Корабли, корабли, корабли…
Много вышло вас в синее море —
Это беженцы Русской земли
На чужбину везут своё горе.» 

Владимир Петрушевский «Владивосток пал»

Можно уехать из страны, но нельзя вывезти из сердца Родину и то, что  с ней связано: понятия о чести и долге, добре и зле, правде. «Правда», о которой так много говорили, раздробилась на множество осколков, соединяющихся в обращении к одним и тем же образам и темам, складывающихся в единую картину, которую можно разглядеть только сверху – поднявшись надо всем. Во многих стихотворениях, посвящённых событиям Гражданской войны, идёт обращение к Родине: она может представиться родным домом/избой/хатой, может воплотиться в образе любимой женщины; много в этих стихотворениях и о молодости, отваге, храбрости; много о крови и ужасах; появляется и предупреждение о последствиях, и вопрос, как жить дальше с тем, что творили своими руками, после того, как спадёт «мятежный хмель». В стихах возникают пророчества, заклятия, молитвы.

«А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.»

Максимилиан Волошин «Гражданская война»

Гражданская война 1917-1922 годов – это очень важная и трагичная страница нашей истории.  Гражданская война залила страну кровью, отравила общественное сознание ненавистью и злобой. Последствием войны является до сих пор сохраняющийся раскол во взглядах общества на то время.

Взглянув на исторические события начала прошлого века, важно понимать, что главное в споре белых и красных – т.е. споре о будущем России – любовь к ней, любовь к своей Родине, к своему народу. Противоречие кроется во взглядах на будущее страны, но не в отношении к ней. А отвага, доблесть, мужество, самопожертвование – это не черты, свойственные только представителям той или иной политической силы, это черты, свойственные россиянину: красному или белому, деникинцу, махновцу, большевику – не важно.  Самое главное, чтобы эти черты брали верх в отношениях друг с другом, чтобы жёсткость и бескомпромиссность не поворачивались против ближнего в братоубийственной войне.

«Я прижал осторожно курок,
И Колька, без слова, без
звука,
Протянул на прощанье мне
руку,
Пять пальцев,
Пять рвущихся к жизни дорог...

<…>

И друг друга с дружбой новой
Поздравляли на заре,
Он забыл, что он — махновец,
Я забыл, что я — еврей.»

Михаил Светлов «Колька»

Прошло сто лет с тех событий. «Белогвардейская рать – векам» останется в нашей памяти так же, как и матросы, которым «песня поэтов» и «слава веков», потому что и те, и другие не только преступники в общечеловеческом смысле, поднявшие оружие на «брата», но и люди, любившие свою Родину, которые ценой пролитой крови и сломанных жизней вписали в нашу историю горький урок не «идти на жестокость во имя любви». Урок, который нельзя забывать.

«Колосов: Помочь, помочь человеку остановить свою кровь. Я уже шесть лет на войне. Я увидел, люди истекут кровью, если её не остановить любовью.»

Константин Тренёв «Любовь Яровая»


Список участников:

Орлова Василисса, V курс – автор сценария, режиссёр, ведущая.

II курс:

  1. Абрамова Елизавета – Хронология гражданской войны, II этап (ноябрь 1918 – февраль 1919 гг.), III этап (март 1919 – февраль 1920 гг.);
  2. Акбулатова Найля – Гражданская война в прозе первой половины XX века, выборочное цитирование (А. Алдан-Семёнов, И. Бабель, М. Булгаков, И.Бунин, К. Тренёв, М. Шолохов);
  3. Батрынча Григорий – Николай Асеев «О смерти»;
  4. Билык Любомир – Николай Асеев «Совет ветвей, совет ветров»;
  5. Бордуновский Михаил – Максимилиан Волошин «Гражданская война»;
  6. Вандышева Мария – Фотограф;
  7. Варенова Диана – Персоналии: Василий Чапаев;
  8. Волевач Алексей – Марина Цветаева «Белизна – угроза Черноте»;
  9. Гладкая Полина – Михаил Светлов «Игра»;
  10. Грехова Елизавета – Персоналии: Нестор Махно;
  11. Дуденкова Мария – Гражданская война в прозе первой половины XX века, выборочное цитирование (А. Алдан-Семёнов, И. Бабель, М. Булгаков, И.Бунин, К. Тренёв, М. Шолохов);
  12. Лавриеня Елизавета – Иван Бунин «22 декабря 1918 года»;
  13. Лошакова Екатерина – Белый и Красный лагери войны: программы движений, состав, сторонники, ресурсы;
  14. Нелидин Аркадий – Итоги и уроки гражданской войны;
  15. Новосельцева Анна – Персоналии: Александр Колчак;
  16. Перминова Александра – Персоналии: Михаил Фрунзе
  17. Секретарева Александра – Сущность гражданской войны и её виновники; Фотограф;
  18. Су Жанна – Михаил Светлов «С утра до заката»;
  19. Третьякова Весна – Хронология гражданской войны, IV этап (весна – ноябрь 1920 г.), V этап (1921 – 1922 гг.);
  20. Трошагина Варвара – Марина Цветаева «Дон»;
  21. Фонарёва Евгения – Алексей Сурков «Над картой союза»;
  22. Халиева Алина – Хронология гражданской войны, I этап (весна - октябрь 1918 г.);
  23. Чернавина Каролина – Владимир Кириллов «Матросам»;
  24. Шайхитдинова Айзира – Нестор Махно «Проклинайте меня, проклинайте»; Автор презентации, демонстрация видеоряда;
  25. Шарифуллина Эльмира – Михаил Светлов «Колька»;
  26. Шевченко София – Владимир Петрушевский«Владивосток пал»;
  27. Шепелева Мария – Анна Тимирёва «Передо мной…»;
  28. Шилкина Екатерина – Игорь Северянин «Народный суд»;
  29. Шувалова Софья – Владимир Кириллов«Мы».