Теория личности. Лекция Н.К. Данилевич для аспирантов

Апр 26 2018
26 апреля 2018 года ведущий специлист-полиграфолог Надия Касимовна Данилевич прочла для аспирантов Литинститута лекцию по психологии - "Теория личности. История и современность" . Лекция проходила в привычном для практикующего психолога формате интерактива. Да и зачем говорить о личности, читай - душе - сухо и академично. Вундт, Фрейд, Юнг - это же всё про нас. У слушателей по ходу лекции постоянно возникали вопросы, которые невозможно было не задать прямо здесь и сейчас. Так, с уточнениями и углублениями, сказано было следующее.

Теория личности - явление и древнее, и совсем молодое одновременно. Древнее - потому что ею занимался Аристотель (трактат "О душе"). Молодое - потому что после Аристотеля ею никто не занимался вплоть до 1879 года, до экспериментальной психологии Вильгельма Вундта.

Для современной психологии чрезвычайно важно и дорого открытие Зигмунда Фрейда, согласно которому человеческая психика - это айсберг.

Созданная Фрейдом топографическая модель представляет айcберг, а не наложенные друг на друга кружки, как часто рисуют:

Фрейд описывает сложную структуру личностной организации, где всем нам хорошо известная триада "сознание - подсознание - бессознательное" вовсе не равняется триаде "ид - эго - суперэго".

Говоря просто, сознание - это то, с чем мы работаем в данный момент. Подсознание - это доступная память, которую мы можем актуализировать. Но основное, глубинное - это бессознательное, недоступное сознанию.

Самая древняя структура личности - это ид (оно). Человек рождается с ид, и только с ид. Эта часть личности не знает запретов. Ид состоит из первичных процессов (например, голода) и автоматических действий (рефлексов).

Формирование эго (лектор подчеркивает: по Фрейду, с эго не рождаются!) начинается, когда личность может отсрочить требования ид. Эго приобретается в процессе роста. Эго - это сообразование желаний с внешним миром.

Наконец, вследствие родительского контроля формируется суперэго - система запретов, состоящая из совести (карающая часть) и эго-идеала (поощрения). Поощрение не травмирует, поэтому оно не вытесняется - остается в сознании. Зато родительские запреты, наказания, как нечто неприятное вытесняются в бессознательное (и действуют на личность на протяжении всей жизни).

Фрейд создал сложную, но стройную и красивую систему психологических защит. Психику он считал полем боя между инстинктами, моралью и сознанием. Его теория называется психодинамической.

У Фрейда было много учеников, но все с ним разругались. Карен Хорни, Альфред Адлер и другие, но самый известный, конечно, - Карл Густав Юнг.

Юнг, употребляющий слово "душа" вместо "личности", - философ. Он не столько дает ответы, сколько ставит вопросы. Его схема личностной организации еще сложнее.

Ядро личности - самость, das Selbst, the Self. Вокруг самости - "персона", маска, вернее - набор масок, помогающих взаимодействовать с социумом; набор соцролей. От чрезмерного увлечения "персоной" Юнг предостерегал: заигравшись, можно стать поверхностным, неглубоким человеком. Эго обуздывает тень. Анима - женское начало в мужчине, анимус - мужское начало в женщине. И всего должно быть в меру. Юнг предостерегал от чрезмерностей и ратовал за гармоничное развитие личности.

Юнг ввел такие понятия, как интроверсия и экстраверсия; в каждой личности одна из них доминирует, а вторая находится в бессознательном. Потом он эту структуру усложнил; сказал, что интроверты и экстраверты подразделяются еще каждый на четыре подтипа: мыслящий, чувствующий, ощущающий и интуитивный.

По словам лектора, теория Юнга оказалась менее прикладной, чем у Фрейда. На вопрос слушателей о том, как же быть, например, с современной "терапией историями" (Кларисса Эстес), Н.К. Данилевич ответила, что все эти методы, конечно, используются, но чрезвычайно мало. "Сказкотерапией", "терапией историями" занимаются буквально единицы.

Вообще, что касается современного состояния персонологии, то она развивается по двум направлениям: когнитивная (Дж. Келли, теория личностных конструктов) и - в прикладной области - эгопсихология (Эрик Бёрн).

С психотипами работает "прикладная психодиагностика" (М.Е. Бурно, А.Е. Егидес), основанная на характерологии, описанной в трудах К. Леонгарда и А.Е. Личко.

В конце лекции возник резонный вопрос. Вот уже 140 лет психика изучается вдоль и поперек; про человека вроде бы уже всё понятно. Так можно ли, используя накопленные знания и методики, вырастить сверхчеловека?

Увы. Зато с любым человеком можно найти общий язык.

Надия Касимовна Данилевич пришла в Литинститут по приглашению доцента кафедры зарубежной литературы Елены Алимовны Кешоковой. Елена Алимовна анонсировала следующую лекцию для аспирантов, которая состоится в мае и будет посвящена педагогике.