Спор "отцов и детей" - ключевая тема русской литературной классики?

Начало: 
суббота, 22 сентября, 2018 - 13:30
Окончание: 
суббота, 22 сентября, 2018 - 15:00

На лекции мы разберем особенности воссоздания одной из центральных тем русской классической литературы – конфликт «отцов и детей».  Внимание к тексту, казалось бы, досконально изученных произведений школьной программы поможет понять, только ли с проблемой разных возрастных мировоззрений имеем мы дело? Например, из-за несходства ли убеждений происходит дуэль между Базаровым и Павлом Петровичем или… из-за чего-то иного? А в комедии Грибоедова «Горе от ума», в которой мы привыкли видеть противостояние «века нынешнего» и «века минувшего», не более ли напряженный конфликт происходит между представителями одного поколения – Чацким и Молчалиным?  А в пьесе Островского «Гроза» - только ли старшее поколение принадлежит к т.н. «темному царству»? Возможно, обнаружится, что привычные коллизии гораздо сложнее и многомернее, а «водораздел» в противостоянии отнюдь не всегда проходит по линии «старшее/младшее поколение...»

Что делает классику классикой? Наверное, прежде всего то, что в ней поднимаются вневременно актуальные вопросы, во все времена важные для любого человека – счастье и горе, любовь взаимная и неразделенная, человеческий выбор и высшая предопределенность… А еще? А еще, конечно, непростые, а подчас и драматичные взаимоотношения поколений, старшего и молодого. Кажется, что эта тема существовала во все времена и во всех культурах – будь то Галантный век, Прекрасная эпоха или эра высоких технологий…  Но для русской классической литературы XIX века она поистине стала одной из ключевых. Название романа И.С. Тургенева невольно способствовало тому, чтобы тема эта обрела условное именование «спор отцов и детей». «Условное» - потому что представителями старшего и младшего поколений могли быть и люди, состоящие в иных родственных связях (свекровь и невестка, как в «Грозе» Островского, дядя и племянник, как в «Обыкновенной истории» Гончарова, мать и сыновья, как в «Господах Головлевых» Салтыкова-Щедрина), а то и вовсе не являться друг другу родственниками (как в «Горе от ума» Грибоедова). Сути дела это, конечно, не меняет. Но вот… так ли все просто с воплощением этой темы? Только ли с семейно-бытовой и такой психологически объяснимой проблемой имеем мы дело? Только ли о «противостоянии» старых и молодых читаем мы – даже в названных выше произведениях? А вот тут самое время поразмышлять об еще одном важном свойстве классики – создавать объемный мир, неодномерные характеры, неоднозначные смыслы. В детстве мы все любили сказки, в которых герои так удобно делились на плохих и хороших, и, читая, мы не сомневались в исходе коллизии, в наказании первых и вознаграждении вторых. Порой так хочется упростить дело и перенести детское читательское восприятие на взрослую литературу. Но… с таким подходом к классике лучше не обращаться, она непременно воспротивится такому упрощению. А если внимательно, вдумчиво вчитываться в текст, нам раскроются интересные вещи, на которые мы, возможно, и не привыкли смотреть. Например, конфликтует ли с кем-нибудь Николай Петрович из романа Тургенева «Отцы и дети»? Какую модель жизни в итоге воссоздает его сын Аркадий?  Ну, и самое главное – из-за несходства ли мировоззрений происходит дуэль между Базаровым и Павлом Петровичем или… из-за чего-то иного? А в комедии Грибоедова «Горе от ума», в которой мы привыкли видеть конфликт «века нынешнего» и «века минувшего», не более ли напряженный конфликт происходит между представителями одного поколения – Чацким и Молчалиным?  А в пьесе Островского «Гроза» - только ли старшее поколение принадлежит к т.н. «темному царству»? При ближайшем рассмотрении оказывается, что конфликт в, казалось бы, досконально изученных, хрестоматийных произведениях русской классики гораздо сложнее и многомернее, чем мы, возможно, привыкли думать, а «водораздел» отнюдь не всегда проходит по линии старшее/младшее поколение, даже в самом знаковом романе Тургенева. О тайнах и смысловой многослойности русской классики будем размышлять на лекции...

Целевая аудитория: 
студенты
школьники 9-11 классов
школьники 7-9 классов
Share
профессор Завгородняя Галина Юрьевна