СКАЛА: Ретроспектива Егора Летова

Сен 10 2019
Студенты семинара очерка и публицистики под руководством мастера Фарита Нагимова создали некоммерческий проект «Скала» (Сообщество Критиков Лита). В их паблике в контакте вы найдете статьи о современной литературе и смежных искусствах.

Гражданская оборона, как и остальные проекты Егора Летова – группа не совсем обычная, если не для музыкальной истроии, далеко не такое знававшей, то хотя бы для современного отечественного слушателя. Тот успел уже пройти как через эстрадную смуту, так и через стерильное, хотя нередко качественное звучание некоторых современных коллективов. Притом, не совсем ясно, что из этого более губительно для восприятия слушателем ГрОба. Хотя сказать, что «Всё идёт по плану» или «Моя оборона» не стали, даже вопреки статусу нойз-композиций (частично), народными гимнами – значит солгать, ГрОб несомненно обладает звучанием и имиджем, способным отпугивать слушателей. Это также непоколебимая истина. Тем не менее, каждая деталь звучания и имиджа любого периода дискографии Обороны чаще всего имеет своё чёткое место. И так как альбомов этот коллектив выпустил немало – 23 одних только студийных записи, а также кучу бутлегов, лайвов, переизданий с доп.добром и иже с ними – упорядочить до известной степени тематические, жанровые и исторически-обусловленные фишки/особенности главных достижений сибирских панков не так просто. Впрочем, кто мы тут такие, чтобы искать чего полегче? А потому надевайте ваши лучшие протестные берцы и подисседентствовали потихонечку.

Прежде всего, давайте поговорим о периодах творчества Летова и жанровой принадлежности ГрОба. На протяжении нескольких десятилетий менялись и условные тематические и лирические приоритеты, и непосредственное направление в музыке, и воспринимать каждый альбом проще во временном контексте. Все названия тут будут от себя и периодизация – не строгая, так как по большей части все изменения происходили более или менее плавно.

«Условный Летов» – 1982 – 1987 – «тру панковые» альбомы Летова, самые маргинальные, во многом «постпубертатные» записи. Кроме того, самые легкомысленные и издевательские. Звучание – нойз-панк. Границы: от первого «Посева» до «Тоталитаризма».

«Дословный Летов» – 1987 – 1988 – первые «осознанные» записи ГрОба и Коммунизма, приобретение фолковыми элементами, ранее сугубо ироничными либо отсутствующими вовсе, более значимого статуса, приобретение либо развитие в летовской лирике многих её знаковых особенностей. Границы: от «Тоталитаризма» до «Так закалялась сталь».

«Безусловный Летов» – 1989 – 1993 – своеобразный антипод первого периода, гиперболизация ироничных элементов до момента потери ими иронии как таковой, уход от привычной панковой сущности, наиболее знаковые работы коллективов, период самого интенсивного остервенения, а затем самоанализа Летова. Звучание варьируется от нойз-панка/нойз-рока до экспериментального и психоделического рока. Границы: от «Войны» до «Ста лет одиночества».

«Послесловный Летов» – 1997 – 2007 – период, когда всё, что должно было быть сказано, уже сказали, а делать что-то надо – звучание представляет собой странную смесь ГрОбовского нойз-рока и пост-панка с психоделической сущностью Опизденевших, после окисляющегося ещё какой-то странной версией почти что арт-рока в худшем смысле слова. Границы: начинается с «Солнцеворота» и продолжается вплоть до «Зачем снятся сны?».

О периодах поговорили. Теперь о том, почему же группу так сложно слушать.

Читать дальше...