Семинар о семинаре Анатолия Королева от 21 октября 2014

Руководитель семинара 
вторник, 21 октября, 2014 (Весь день)

Важная часть семинара — афиша, обычно всё начинается с неё. АВ каждую неделю готовит подборку выставок, фильмов, спектаклей, которые стоит посмотреть. Дело в том, что писатель должен наращивать экзистенциальный опыт. Мы, конечно, можем ждать, когда с нами произойдут те или иные события, чтобы лично пережить, прочувствовать их, но… Слишком долго! Искусство — уже переработанный, осмысленный опыт, и его нужно перенимать.

Из афиши этого семинара я выбрала выставку «Факты и вымыслы» в Мультимедиа Арт Музее. Это коллекция фотографий, собранных с 1980-х годов, среди них есть и документальные фото (факты), и художественные (вымыслы). Мне нравится такая концепция. Много документальных работ — утомительно, разрозненные по тематике художественные фото смотрятся алогично, а вместе они рассказывают одну связную историю.

Но revenons a nos moutons — вернёмся к нашим баранам. Сам семинар был продолжением предыдущего: мы углубились в тему «Матрица сюжетного рассказа на примере новеллы Эдгара По “Золотой жук”».

Стоит поговорить о самом «Жуке». Это один из первых в мире детективных рассказов. Из него вышли все сюжеты, связанные с поиском сокровищ. Главный герой, Уильям Легран стал прообразом Шерлока Холмса. Схема сюжета, изобретённая Эдгаром По, и сейчас активно используется в литературе, кино: герой решает загадку, а потом объясняет, как он это сделал.

Сначала идёт экспозиция — ввод в действие. По рисует место, где разворачиваются события: пустынный островок со скудной растительностью вблизи атлантического побережья. Затем нас знакомят с главным героем — обанкротившимся аристократом, который поселился на этом самом островке. С ним живут только слуга-негр и собака. Он скучает, собирает раковины и насекомых.

К завязке мы приближаемся, когда герой-рассказчик в единственный холодный день в году приходит в хижину Леграна и садится к камину, чтобы подождать хозяина. Легран возвращается и рассказывает гостю о своей находке — редком жуке, которого, правда, у него нет, потому что он одолжил жука на ночь своему знакомому. Легран рисует жука на куске пергамента, протягивает рассказчику, но тут подбегает ньюфаундленд и толкает рассказчика к огню. Когда герой посмотрел на пергамент, то удивился: там был нарисован череп, а не жук! Он говорит это Леграну, тот в свою очередь обижается, т.к. считает, что хорошо нарисовал жука.

Дальше завязка разворчиается в квадрат силы. Мы выдим напряжение между героями — это важно для сюжета, т. к. без конфликта повествование становится скучным.

Ситуация постепенно ухудшается. Через месяц слуга Леграна приезжает к рассказчику, говорит, что Легран спятил, потому что его укусил золотой жук. Ситуация ухудшается ещё больше: рассказчик и Юпитер (так звали негра) ночью с безумным Леграном идут в лес. Негра отправляют на дерево, к ветке которого прибит череп, вычисляют место, где нужно копать... Яма оказывается пуста — наступает точка поражения. Но оказывается, что Юп перепутал лево и право. Копают вторую яму и, о чудо, находят сундаук с драгоценностями! Легран не был сумасшедшим, он действительно нашёл пиратские сокровища. Это кульминация.

Наступает катарсис. Легран рассказывает, как он нашёл это место, и все случайности, описанные в первой части новеллы, приобретают колоссальный смысл. На куске пергамента, в который был завёрнут жук, он находит шифр, написанный невидимыми чернилами (рисунок черепа начал проступать от тепла огня, когда рассказчика толкнул пёс). Легран расшифровывает послание, разгадывает ряд новых загадоаскрывает ряд новых загадок и вычисляет место, где должен находиться клад.

Эдгар По — гений, он открыл идеальное построение детективного сюжета, где интрига держится до самого конца. Конечно, эта схема подходт только для детективного рассказа, но схема настолько проработана, что написать по ней плохой рассказ практически невозможно.