Портрет и пейзаж в русской прозе: традиция и художественные эксперименты

Аннотация 

В монографии на широком литературном материале иссле-дуется способность портрета и пейзажа в прозе концентрировать множество смыслов, расширять свою функциональность за счёт экфрасиса, синтеза искусств, внутрилитературного синтеза, символа.

Книга доступна в электронной библиотеке eLIBRARY.RU

СОДЕРЖАНИЕ

Введение – [5]

ГЛАВА I. ПОРТРЕТ В РУССКОЙ ПРОЗЕ: ЭКСПЕРИМЕНТЫ И СТАНОВЛЕНИЕ СТИЛЯ

Портрет-экфрасис как способ воплощения авторского понимания искусства – [16]
(Н.В. Гоголь, И.А. Гончаров, Н.С. Лесков, Л.Н. Толстой, В.В.Вересаев)

Мотив оживающего портрета – [44]
(Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, А.К. Толстой, С.Н. Дурылин)

Фотографический портрет – [67]
(Н.Г. Чернышевский, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, И.А. Бунин, А. Платонов)

Роль портретирования в словесном создании образа иконы – [78]
(Н.С. Лесков, Д.Ф. Мережковский, И.А. Бунин, И.С. Шмелёв, С.Н. Дурылин, А. Платонов)

Синтез образов: портрет-имя, портрет-судьба, портрет-пейзаж, портрет-интерьер – [110]
(Н.В. Гоголь, З.Н. Гиппиус, Е.И. Замятин)

ГЛАВА II. ПЕЙЗАЖ В РУССКОЙ ПРОЗЕ: ОБРАЗ МИРОЗДАНИЯ

История пейзажа и первые эксперименты с пейзажем в русской и мировой литературе – [132]

Пейзаж-экфрасис – [151]
(В.М. Гаршин, И.Е. Репин, З.Н. Гиппиус, Е. Замятин)

Пейзаж-символ, пейзаж-метафора: инфернальное содержание (образы дороги, Петербурга, тумана, сада) – [159]

Заключение – [199]