Неопавшие листья. Лирика осени: XXI век

Аннотация 

Если название этой книги (его придумала Соша Грухина) вызовет у вас ассоциации с розановскими «Опавшими листьями», то все же не следует сразу же идти по этому следу: в глубь эссеистики, критики, философии…

Современный философ Петер Слотердайк считает: философ — это тот, у кого за спиною — часы, а перед глазами — шар. Если перефразировать эту мысль, то можно сказать: поэт — это тот, у кого часы — в сердце, а перед глазами — природа.

Неопавшие листья — этот образ пришёл из области поэзии. Здесь возник, развился и утвердился как метафора Осени, не опадающей столетия. Точнее, наверное, было бы предположить: здесь сама Вечность живёт как метафора.

Образ листьев, ещё удерживаемых деревом, но готовых неминуемо сорваться вниз, на землю; гонимых ветром по дороге (вверх, вбок, вкривь — к небу) — это одновременно и символ постоянно движущегося, меняющегося, обогащающегося свежими красками и звуками, наполняющегося новым человеческим содержанием воображения поэта.

Если кто-то взял бы на себя труд составить антологию «Осень в русской лирике четырех веков (XVIII, XIX, XX и XXI)», то мы бы наверняка удивились, сколь серьёзно оказалась бы эта книга способной конкурировать с другими антологиями и хрестоматиями по русской поэзии.

Мы поразились бы тому, как сквозь ещё неопавшие листья Осени просвечивают история и события, «сей мир в его минуты роковые» (Ф. Тютчев), — не меньше, чем в стихах, специально посвящённых историческим темам. Достаточно вспомнить «Осень во время осады Очакова» Г. Державина, созданную поэтом в Тамбове 1 ноября 1788 года и первоначально имевшую название «Осень в селе Зубриловке», в тот период, когда долго не было известий из русской армии, осаждавшей турецкую крепость Очаково: 6 первых строф этой оды целиком посвящены описанию Осени с заглавной буквы: поражают динамизм карти¬ны и энергия глагольных форм, как бы олицетворяющих силы сопротивления, с которыми придется столкнуться «россу непобедимому»: «Спустил седой Эол Борея // С цепей чугунных из пещер; // Ужасные криле расширя, // Махнул по свету богатырь; // Погнал стадами воздух синий, // Сгустил туманы в облака, // Давнул — и облака расселись, // Пустился дождь и восшумел».

Если мы внимательно посмотрим сквозь магический кристалл отечественной поэзии Осени, то, возможно, увидим и смену целых литературных направлений, стилей — от романтизма элегий Баратынского («Осень»: «И вот сентябрь! Замедлив свой восход…») до символизма Блока и Иннокентия Анненского («Осенние пляски», «Трилистник Осенний»), от модернизма И. Брод¬ского («Осенний крик ястреба») до метафоризма И. Жданова («Внутри деревьев падает листва…»).

Есть ещё одно важное обстоятельство.

Осень, Дерево, Листья входят в понятие Природа.

На примере такого рода Антологии было бы интересно уяснить, что такое Природа для поэзии вообще, и для лирической в особенности? Ведь именно лирика — парадигма модерного, как назвал её немецкий филолог Ханс-Роберт Яусс, в XIX — XX веках была первопроходцем и двигателем литератур мира, способствуя сохранению архетипов культуры и её обновлению путём возможности постоянно видеть мир под новым углом зрения…

Ответ на этот вопрос даёт содержательная книга М. Эпштейна «Стихи и стихии», где он, в частности, пишет: «Природа для поэзии— это как бы её второе «я», в котором яснее узнается собственный образ. Кем бы ни выступала природа для поэзии: союзницей или соперницей, наставницей или ученицей, — именно по отношению к ней поэзия осознает всю ширь и насущность своего присутствия в мире как природы «второй», сотворённой, но столь же безусловной и вездесущей, как первая.

Природа — не только тема поэзии, но и наивысший её идеал, та большая поэзия, которая уже не вмещается в индивидуальный стиль, выходит за границы авторства, стирает подписи, имена и становится плотью мира. Осознать своё родство с такой поэзией — для всякого автора величайшая радость и честь».

Эпштейн строит свою концепцию «лирической философии природы» в такой большой русской поэзии на материале трёх веков — XVIII, XIX и XX, остановившись на пороге 90-х годов и на именах Н. Рубцова, Ю. Кузнецова, А. Кушнера, О. Чухонцева.

Что же дальше? Как мир национальной природы отражается в мире национальной поэзии сегодня? Прогноз критика оптимистичен: «…даже при нашем пренебрежении поэзия не исчезнет. Она вернётся туда, откуда пришла, — в лучшую из когда-либо написанных книг, в книгу самой природы».

…Мы вступаем в Осень XXI века. И пристально всматриваемся в нее, желая понять, какая она будет, что принесет отечественной поэзии «племя младое, незнакомое?»

Можно ли судить по первым свежим, ещё не опавшим листьям юности, о потенциальных возможностях молодых авторов? Об их способности сосуществовать в одном большом времени, где Пушкин и Блок, Фет и Пастернак, Тютчев и Заболоцкий, Ахматова и Цветаева, жить «в максимально широком контексте, а таковым является не стихотворение или поэма, не творчество одного поэта, а вся национальная поэзия…»

С этой целью пройдёмся по страницам этой книги, собравшей под одной обложкой лирические стихотворения пятидесяти молодых поэтов из разных мест России и претендующей, в некоем роде, на статус Антологии Осени начала XXI века.

Перелистаем — страницу за страницей — её листопады, дожди, туманы, не смущаясь повторяемостью отдельных погодных явлений природы, но памятуя главное: «в ней есть душа, в ней есть язык». 

Этот язык, как мы помним, Тютчев назвал «неземным» применительно к грозе, которая, «волнуя реки и леса», способна беседовать с человеком.

Тогда на каком же своём собственном художественном языке должна говорить поэзия, чтобы доходить до сути природы «природствующей», соответствовать её столь фантастически-иррациональному сознанию?

Из предисловия к сборнику:
Инна Ростовцева. 
Упала осень на асфальт времен… 
(Архетип осени в молодой поэзии XXI века: Новый уровень непредсказуемости)

Авторы сборника «Неопавшие листья»: 
Екатерина Ратникова, Денис Богачёв, Евгения Коробкова, Сергей Черных, Лидия Смирнова, Лилия Савицкая, Дмитрий Воздвиженский, Татьяна Мурашова, Илья Вишнев, Кирилл Устьянцев, Ольга Ежова, Иван Мишутин, Алексия Волошина, Ксения Емельянова, Александр Савицкий, Ирина Макарова, Антон Богомазов, Ярослава Ананко, Александр Ноженко, Ася Рейбарх, Павел Маркин, Елена Гурфинкель, Павел Терехов, Анастасия Маковская, Соша Грухина, Эмиль Гайсин, Елизавета Кудрявцева, Павел Фельдман, Наталья Кузнецова, Евгений Моков, Алина Нижегородцева, Альфред Хуснутдинов, Светлана Кокова, Наталья Пяткина, Семён Краснов, Наталья Тыльтина, Анна Родина (Хомякова), Анна Черникова, Александра Ковалевич, Иван Курбаков, Наталья Черненко, Александра Зеленцова, Сергей Гоникберг, Дарья Полковая, Алексей Подшибякин, Виталий Щёкин, Ксения Кокорева, Тимур Васькин, Вера Козарь, Александр Пивинский, Елена Попкова, Вадим Кравцун.

В качестве приложения в сборнике присутствует подборка хрестоматийных стихотворений об осени поэтов первого ряда XVIII – XX веков – от Державина и Пушкина до Твардовского и Рубцова.