«Крепость веры»: Владимир Смирнов беседует с наместником монастыря владыкой Парамоном

Сен 26 2018
В "Литературной газете" опубликовано интервью, которое наместник Донского монастыря владыка Парамон дал профессору Литинститута, заведующему кафедрой новейшей русской литературы Владимиру Павловичу Смирнову.

Донской монастырь выделяется в ряду других. В названии обители присутствует приволье Дона, запах степных трав и колокольный звон и то, над чем не властно время и что трудно передать словами.

С наместником монастыря владыкой Парамоном (на фото) мы беседовали полтора часа. Веру в Бога он впитал с материнским молоком, и было в этом что-то основательное, как в укладе самого монастыря.

– Владыка Парамон, позвольте привести перед беседой отрывок из стихотворения?

– Пожалуйста.

– В ХХ веке Максимилиан Волошин словно из гранита вылил строки:

    Всё ль как прежде сияет – несглазена
    Православных церквей лепота?
    Проклинают ли Стеньку в них Разина
    В воскресенье, в начале поста?

Как бы вы ответили, спустя сто лет, известному поэту?

– Это образное выражение поэта. Церковь никого не проклинает. Анафема – это не проклятие. Предать анафеме – значит отдать на суд Божий.

Первое воскресенье Великого поста, о котором как раз говорит Максимилиан Волошин, – это Торжество Православия, когда произносится анафема.

– Но анафеме кого-то предают?

– Еретиков, никого не называя по­имённо.

– От себя уже спрошу: не оскудела вера православная?

– Православная вера составляет национальную самобытность нашего народа. Десятки лет выколачивали из людей традиции, выкорчёвывали веру из души. Сегодня вера возрождается. Я вижу изменения. В 90-х годах приходили в храм только пожилые, в лучшем случае люди среднего возраста. Сегодня я наблюдаю среди прихожан преобладание людей среднего возраста и молодёжи. Соотношение заметно поменялось.

– Вас назначили наместником монастыря шесть лет назад. Вы довольны своим положением?

– Вы знаете, я живу по простому принципу. Монашество в жизни выбираешь один раз, а всё остальное – это послушания, которые стараюсь добросовестно и честно выполнять.

– У вас усталые глаза, и мне даже неудобно перед вами...

– Да, я действительно устал.

– Время для молитвы остаётся?

– Без молитвы в монастыре человек не сможет жить. Молитва – это основа для духовного подвига монаха. Вокруг неё и формируется вся монастырская жизнь.

– Вы приняли монашеский постриг совсем молодым человеком. Вам было всего 20 лет. Что определило выбор?

– Любовь к Богу! Я вырос в верующей семье и храм Божий посещал с детства.

– Ваши родители живы?

– Слава Богу, да.

– Как зовут ваших родителей?

– Михаил Степанович и Феврония Васильевна. Они живут в Закарпатской области и не хотят никуда переезжать. Отцу сейчас 83 года, но он до сих пор, когда здоровье позволяет, ходит в храм и на клиросе поёт.

– Вы сразу после школы поступили в семинарию?

– Да, сразу после школы поехал в Сергиев Посад и поступил учиться в семинарию.

– Сколько насельников в Донском монастыре?

– Тридцать человек, включая послушников, которые только готовятся к принятию пострига и поступлению в братию.

– История создания монастыря? Расскажите, пожалуйста, об этом.

– Донская обитель основана царём Федором Иоанновичем, сыном Иоанна Грозного, человеком благочестивым, верующим. Он был прямой противоположностью своему отцу, больше полагался на Бога, чем на силу оружия, и в его царствование Россия жила практически без войн.

В 1591 году на том месте, где сейчас находится Донской монастырь, был разбит полевой лагерь. Ждали нашествия крымского хана Казы-Гирея. После крестного хода во главе с патриархом Иовом, первым патриархом на Руси, икону Донской Божией Матери принесли в походную церковь. Перед этой иконой царь Фёдор Иоаннович молил пречистую Богородицу, чтобы Она заступилась за Первопрестольный град. Москву было некому оборонять, потому что основные силы были отправлены в поход на север.

Царь молился несколько ночей, и однажды утром ему сообщили, что Казы-Гирей бежал вместе со всем своим войском.

Царь это бегство связывал с заступничеством небесных сил. В память о чудесном избавлении в 1591 году велел построить храм. Сейчас его принято называть Малым Донским собором. Несколько позже, а именно в 1593 году, был основан Донской монастырь.

– У вас варят миро уже много лет, и кто-то даже в шутку говорил, что обитель ваша мироточит...

– С 1948 года по настоящее время в Малом Донском соборе варят миро для нужд всей Русской православной церкви и развозят его по всему миру. Всего на территории монастыря 11 храмов, практически все они действующие, за исключением одного, который находится сейчас на реставрации. Сам монастырь вернули Русской православной церкви в 1991 году. Обитель находилась в плачевном состоянии, и первое время приходилось просто латать дыры, даже не помышляя о реставрации, но Малый Донской собор передали РПЦ в 1948 году.

Произошло это при следующих обстоятельствах. Москва готовилась к проведению православного совещания и ждала делегации из разных стран. Американская делегация выразила желание посетить место захоронения патриарха Тихона, он был погребён в Малом соборе Донского монастыря до закрытия обители. Собор по распоряжению Сталина срочно отреставрировали и передали Церкви. Богослужения возобновились, и с тех пор здесь стали варить миро. Это особая смесь из растительных масел, душистых трав и благовонных смол.

Варят миро по мере необходимости. Делают это монахи, а освящает миро Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

До революции миро использовали для помазания царей «на царство», т.е. при возведении на трон. Сейчас оно используется во время крещения младенцев и для освящения престолов и церквей.

– Очень солнечно и символично получается, владыка Парамон. Младенец тоже, стало быть, после крещения возносится на трон. Спасибо за беседу.

Беседу вёл
Владимир Смирнов


ФАКТ

Некрополь чудом сохранился. В 1929 году при советской власти монастырь был закрыт, хотя насельников начали выселять ещё раньше. Здесь не совершались богослужения. На какое-то время тут обосновался Антирелигиозный музей, потом на базе монастыря создали Музей архитектуры. Благодаря этому сохранились и обитель, и некрополь, на территорию которого позднее начали перевозить древние надгробия из других монастырей.

Некрополь занимает больше четверти территории монастыря, и аналогов ему нет не то что в Москве, но и во всей России.

Уже в наши дни в некрополе были перезахоронены писатель И.С. Шмелёв, философ И.А. Ильин, вожди Белого движения А.И. Деникин и В.О. Каппель.

В 2008 году здесь обрёл вечный покой Александр Солженицын. Это было его желание.

Некрополь Донского монастыря – очень посещаемое место. На любое кладбище приходишь, что-то давит душу, а тут страха нет. Поэтому очень многие молодые мамы гуляют здесь с детскими колясками.