Конкурс чтецов "КЛАСС!": впечатления участников, организатора и зрителя

Карпушкина Людмила Александровна
Ноя 23 2016
Студенческий пресс-центр представляет материал о прошедшем 10 ноября конкурсе чтецов "КЛАСС!", организованном кафедрой русской классической литературы и славистики. Текст и фото Валерии Ивановой.

...Мне удалось поговорить с создателем «Класса» Людмилой Александровной Карпушкиной и проследить историю жизни конкурса, столь полюбившегося студентам.

— Людмила Александровна, расскажите о вашем впечатлении от «Класса» - 2016. Что-то изменилось по сравнению с предыдущими годами? (Может быть, литературные предпочтения студентов или манера исполнения, тяга к переворачиванию скамеек, например:) Что особенно хорошо было в этот раз? 

— Да, в этом году изменений было немало: мы ввели отборочный этап, освободив от него призеров предыдущих лет. Мне кажется, это пошло на пользу особенно тем студентам, которые впервые принимали участие в конкурсе: жюри комментировало каждое выступление, и те, кто воспользовался доброжелательным советом, выступили на конкурсе более успешно, чем в первый раз.

Когда был сформирован список участников, стало понятно, что в этом году нужно будет определять победителей по двум направлениям: в прозе и в поэзии. Тяга старшекурсников к усложнению художественной задачи  и обращение к прозаическим произведениям внесли разнообразие в программу, но надеюсь, что в будущем это не приведет к "прозаизации" конкурса. 

Выбор произведений по-прежнему определяется вкусовыми предпочтениями исполнителей (мы принципиально не делаем конкурс тематическим и не ограничиваем "классикой") и желанием через декламацию, актерскую игру рассказать о себе. Так, вполне закономерно Игорь Зенкович, которого я знаю как талантливого постановщика, на мои "дальние" размышления о том, как его неординарно, именно комически (!) сыгранный Тригорин мог бы сосуществовать с другими действующими лицами пьесы, попросту ответил: "Да это же я о себе рассказывал!". Я уверена, что в этом-то и есть большой смысл конкурса, объединяющего студентов разных курсов, разных творческих семинаров в разговоре "о счастье, о чуде и тому подобных вещах"...

В этом году особенно порадовало то, что младшие курсы составили уверенную конкуренцию бывалым участникам конкурса, поделив три призовых места в номинации "поэзия" со старшекурсниками (Ярослав Круглов, Полина Кузнецова и Екатерина Яковлева). Восхитило, что девушки читали мужскую лирику весомо, интонационно убедительно (Полина Круглова, Дарина Гермашева, Ламара Смирнова), в предыдущие годы подобный выбор не всегда себя оправдывал. 
Замечательно, что год от года нас удивляют новыми композициями многократные призеры конкурса Игорь Зенкович, Кристина Гришина, Дмитрий Лихачев, Алла Мироненко, Вера Леонова, Яна Гельфанд, Антонина Силуянова.
Жюри не сразу пришло к общему решению только по поводу присуждения номинации "Эксперимент" Святославу Грабовскому: не все были готовы поощрять эксцентричность его исполнения. Мы взяли с него слово больше не переворачивать скамеек, не красить колонны актового зала под березы и не рубить их топором.

— О подготовке участников к литературному состязанию мне известно, а как готовятся к мероприятию организаторы? С чего все начинается? С какими трудностями вы сталкиваетесь в первую очередь, как их преодолеваете? Помогает ли кто-нибудь? 

— Подготовка конкурса связана с большим количеством мелких дел, запускающих "процесс" (прием и обсуждение заявок, ставшие уже традиционными афишка и  видеопрезентация, приготовление "наград" и т.п.), это "закадровый план". Благо, что сейчас техническим обеспечением занимаются Елена-Неола Юлиановна Моцарт и Арина Игоревна Депланьи, это означает, что если надо, мы хоть до девяти вечера будем искать возможность показать презентацию в самом лучшем виде, спасибо им огромное.
Особая благодарность членам жюри: Г.Ю. Завгородней, М.Ю. Стояновскому, О.Ю. Саленко, С.В. Молчановой, нашим выпускникам - Д. Дядьковой, Д. Дроздову, А. Парфенову и А. Свирину, составившим "молодежный блок" жюри, кстати, по статистике, оценивающий выступления конкурсантов более строго. И, конечно, нужно отдельно сказать о человеке, взявшем на себя самую большую ответственность - подсчет голосов: это Татьяна Михайловна Мелюкова, благодаря которой каждый год эта процедура проходит безупречно. 
Я рада была обрести помощника-энтузиаста в вашем лице, Валерия: качественные, интересные фотографии, я уверена, не только сейчас, но и спустя годы согреют сердца участников нашего конкурса теплыми воспоминаниями об alma mater. Вот если бы еще нашелся такой же энтузиаст, умеющий снимать видео...

— Насколько я знаю, «Класс» проводится далеко не первый год, расскажите, как все начиналось? Что вдохновило вас на создание конкурса и почему вы до сих пор храните верность этой замечательной традиции?

— Конкурс "Класс" проводится уже в шестой раз. Мы начинали этот проект, когда кафедрой заведовал Юрий Иванович Минералов, чья фотография открывает, по традиции, презентацию конкурса. Он активно поддержал идею проведения "чтецкого" конкурса. К слову, Юрий Иванович и сам превосходно читал, у него была своя особенная, аристократическая манера смыслового чтения без эффектов и аффектов.
Вспоминая первые конкурсы, нужно сказать, что желающих участвовать тогда было несравнимо меньше, чем сейчас. Мы начинали, когда эта идея вовсе не казалась актуальной, и уж тем более "модной", а "чтение наизусть" ассоциировалось с заданием по русской литературе или детским досугом. Мне неоднократно приходилось вступать в жаркую полемику со студентами, убежденными, что стихи нужно читать исключительно "про себя". Хотелось изменить эту тенденцию. 
Почему лично я этим занимаюсь? Потому что сама люблю читать стихи. И я получаю огромное удовольствие от интересного исполнения, оно всегда дает новое понимание человека - и его выбор, и манера чтения... И я вижу, что нашим студентам очень нужен и важен этот интеллектуальный и энергетический обмен, атмосфера праздника, творцами которой становятся они сами.

Конкурс чтецов «Класс» прошел в Литературном институте 10 ноября

Студенты Литинститута приняли участие в ежегодном литературном поединке.  Каждый из них представил поэтический перфоманс: костюмы, декорации, актерское мастерство…

Конкурс традиционно открыла его организатор, доцент кафедры русской классической литературы и славистики Людмила Александровна Карпушкина. Она поприветствовала конкурсантов и гостей, представила членов жюри и объявила первого участника.

На сцену вышла «демоническая» Яна Гельфанд, студентка 3 курса. Грациозная, гордая, дикая. Она очертила спинку стула полупрозрачной рукой, сверкнула белым оскалом и произнесла: «Демоническая женщина отличается от женщины обыкновенной…». Тут Яна исчезла, исчезла Теффи и демоническая женщина – все трое слились в единый сплав – в неистовую энергию речи, которая схватила за горло зал и держала его до последнего звука.

После сильных и ярких конкурсантов выступать тяжело. Однако в этом году участники составили друг другу достойную конкуренцию. Большое количество удачных выступлений – результат введения отборочного тура.

В зале бушевала феерия: рвались рубахи, опрокидывались стулья, таблички с цифрами взлетали над головами судей – молодой голос пел жизнь!

«Жизнь хороша, и жить хорошо!», ­­— звонко декламировала Полина Кузнецова. Свежее, ясное лицо второкурсницы проговаривало Маяковского, руки взбивали воздух, казалось, зрители сейчас поднимутся с кресел и маршем последуют за ней!

Веселость и удовольствие зрителей достигли апогея, когда на сцене появился студент 4 - го курса Игорь Зенкович. Он нервически ерзал на стуле, ломал черты лица гримасами и истерически талантливо выкрикивал из себя чеховского Тригорина. Выкрикивал, будто стараясь откашляться, освободиться от персонажа: «Разве я не сумасшедший?», — восклицал он и швырял движения своего тела в размягченную смехом публику. 

Жаркий зал двигался, ведомый сценой. Огромный, розовый, он багровел в восторженном хохоте и делался еще жарче, еще огромнее. Он кипел и пузырился, выплескивался за края и шипел аплодисментами. Он замирал с полуоткрыты ртом, не смея выдохнуть, дрожа всем телом от красоты и наслаждения. Несколько часов зал жил напряженно, одним только всесильным поэтическим словом.

На время подсчета голосов был объявлен свободный микрофон — монолог поэзии не прерывался. Затем последовало награждение. Первые, вторые, третьи места присуждались за прочтение поэзии и за прочтение прозы, также отдельно выделялись номинации «Глас народа», «Индивидуальный стиль», «Эксперимент» и другие.

В этом году участники были сильные, так что многие разделили лидирующие места между собой. Победители получили признание, прекрасные книги и мощный эмоциональный заряд!

После окончания мероприятия я задала участникам несколько вопросов о выборе произведения для конкурса и сложностях подготовки к нему:

Диана Юхта, 2 курс. Марина Цветаева «Как весело сиял снежинками...»

 «Я выбрала это стихотворение, потому что знаю не так уж и много подходящих для чтецких конкурсов стихотворений. Оно, если можно так выразиться, «игровое» - то есть его можно сыграть, в него можно вжиться, можно показать себя. Есть огромное множество замечательных произведений, просто не рассчитанных на лицедейское чтение перед аудиторией. У Цветаевой же они «чтецкие» по природе своей. К тому же, это стихотворение, кажется, мне подходит: часто юные девочки, читающие мужские стихи либо стихи «взрослые», написанные от лица куда более опытного человека, выглядят смешно, и я старалась избегать такого эффекта. Поэтому выбрала то, что выбрала.»

Семен Корнилов, 2 курс. Вера Полозкова «Старый Хью»

 «С творчеством Веры Полозковой я познакомился в 12 лет. Тогда она еще не была известной поэтессой. Сестра прочитала мне стихотворение «Старый Хью», и оно надолго запало в мою душу. Отголоски его еще долго звучали в моей голове. Я знал начало и иногда проговаривал его. Но только имя автора этого произведения вылетел у меня из головы. Второй раз я познакомился с Верой в ночь перед экзаменом по современной русской литературе, и это было ужасно. Я не мог читать эти стихи! Он казались мне такими женственными! Каково же было мое удивление, когда я узнал, что автор моего «Хью» - та самая Вера! И я как-то по-другому на нее посмотрел. На момент отборочного этапа я почти не знал стихотворение наизусть и думал, что не пройду во второй тур, но мне просто очень хотелось рассказать залу историю о старом Хью и доказать, что Вера Полозкова – интересный автор».

Яна Делиева, 1 курс. Владимир Строчков "Я, говорю, устал..."

 «Я услышала это стихотворение в прошлом году, когда ходила в учебный театр МХАТа на чтецкий вечер. Мне не очень понравилось, как там читали именно это стихотворение, но, когда я прочла его с листа, оно меня поразило. Оно для меня очень живое и светлое. Узнав, кто автор, я решила прочитать и другие его стихи, и они поразили меня еще больше. Некоторые просто невероятны, но я решила взять именно это, потому что оно было первым.

Что касается подготовки - было трудно, потому что у стихотворения сложная форма, в нем используется только один знак пунктуации — запятая, и поначалу мне с трудом удавалось понять, что к чему относится. Кроме того, общее настроение стихотворения было непросто передать, я привыкла читать всякие депрессивные стихи, но решила, что должна справиться. Готовилась, просто читая его вслух и изменяя интонацию в соответствии с тем, как оно звучало у меня в голове».

Анастасия Гудым, 3 курс. Георгий Иванов «Кофейник, сахарница, блюдце…»

«До поступления в Литературный институт я почти не воспринимала поэзию как явление. Самым разным преподавателям (в частности, мастеру А.В.Королеву, Л.А.Карпушкиной и И.И.Болычеву) пришлось изрядно надо мной поработать, чтобы это исправить, и вот, за два с небольшим года активного обучения, я наконец-то начала понимать некоторые базовые основы поэтической эстетики. Так уж сложилось (не в последнюю очередь благодаря предпочтениям преподавательского состава), что одним из первых поэтов, которых я начала понимать и чувствовать, стал именно Георгий Иванов. «Кофейник» я выбрала потому, что мне импонирует его художественная концепция и легкий мотив буколика, привлекающий меня с первого курса. Репетировала мало, забыть не боялась и как-то не особенно волновалась за выступление, поскольку не нацеливалась на лучший результат. Просто хотелось поделиться с коллегами чем-то, что мне нравится, ну и слегка самоиронично пошутить: еще год назад с трудом терпела Пушкина, и вдруг на тебе - Иванов».