Итоги VI международного литературного фестиваля «Славянская лира-2019» и литературные места Минска

Июл 5 2019
Выпускники и аспиранты Литинститута приняли участие в VI Международном литературном фестивале «Славянская лира-2019». Подробности - в репортаже Алексея Небыкова.

С 30 мая по 2 июня в Минске проходил VI Международный литературный фестиваль «Славянская лира-2019» - значимое литературное событие, в котором приняли участие выпускники ВЛК и учащиеся аспирантуры Литературного института имени А. М. Горького. В этом году в Оргкомитет фестиваля поступило более 200 конкурсных заявок от поэтов, прозаиков, драматургов и переводчиков из Беларуси, Болгарии, Германии, Израиля, Казахстана, Канады, Кыргызстана, Молдовы, России, Украины и США. Аспирант Литературного института Алексей Небыков стал победителем в номинации «Малая проза». По результатам голосования профессионального жюри он сначала вышел в финал конкурса, а затем стал Лауреатом третьей степени.

Открытие Фестиваля состоялось в Республиканском центре национальных культур. Поприветствовать гостей собрались представитель Посольства России в Беларуси Галина Лаврова, начальник Управления издательской и полиграфической деятельности Министерства информации республики Беларусь Елена Павлова и председатель Белорусского литературного союза «Полоцкая ветвь» Олег Зайцев. От Федерального агентства «Россотрудничество» выступил исполняющий обязанности руководителя в Беларуси Андрей Клинцевич. В церемонии открытия Фестиваля приняли участие и другие почётные гости, члены жюри Фестиваля и известные писатели.

Основные мероприятия проводились в Доме Москвы в Минске. Именно здесь проходила регистрация участников, разместилась книжная ярмарка, состоялись конкурсы на приз зрительских симпатий в различных номинациях, турнир поэтов, творческие вечера, круглый стол под названием «Контрафакт, самиздат и другие «маркеры» литературного моветона». Прошли мастер-классы по секциям, которые для поэтов провели Григорий Певцов и Людмила Вязмитинова, для прозаиков - Вадим Салеев и Алёна Занковец, для переводчиков - Людмила Салтыкова и Людмила Крыжановская, для драматургов - Юрий Коноплянников.

Актуальным событием стала научно-практическая конференция «Русский слог на стыке тысячелетий (1985-2019 годы)», на которой обсуждались важные вопросы русскоязычного литературного пространства Беларуси. На конференции был представлен Белорусский литературный союз «Полоцкая ветвь», созданный ещё в 1994 году для объединения разрозненных писательских групп русских и русскоязычных авторов из разных уголков Беларуси. В числе основателей Беллитсоюза «Полоцкая ветвь» был и выпускник Литературного института имени А. М. Горького - писатель Фёдор Конышев. Именно «Полоцкая ветвь» возглавила в Беларуси борьбу за пропаганду русского литературного языка как языка межнационального общения, а также за укрепление творческих и организационных связей с коллегами из России.

Для участников Фестиваля была организована экскурсионная программа - обзорная экскурсия по Минску и поездка в историко-культурный комплекс «Линия Сталина». Также автору настоящей статьи удалось посетить три замечательных литературных музея. Отношение сотрудников к посетителям из Литературного института имени А. М. Горького было самым тёплым и внимательным, предоставлялись льготы на посещение и экскурсионное обслуживание, вручались памятные подарки и сувениры.

Несколько слов об этих замечательных литературных местах:

Музей Богдановича

Литературный музей Максима Богдановича расположен недалеко от реки Свислочь, в самом центре Минска, на одноимённой улице. Максим Богданович (1891-1917) - белорусский поэт, публицист, литературовед, переводчик, один из создателей современного белорусского литературного языка. Музей открылся в 1980 году в Троицком предместье Минска, в двухэтажном доме XIX века, который расположен неподалёку от несохранившегося подлинного дома поэта. В стенах музея, наполненных памятными вещами, иллюстрирующими личную и творческую жизнь писателя, особенно проникновенно звучали стихотворения поэта на белорусском языке в исполнении экскурсовода-искусствоведа Аллы Ивашкевич.

Максим Богданович создал много прекрасных стихов в жанре гражданской, пейзажной, философской лирики, писал и любовные стихи. В 50-е годы XX века в Москве был издан большой сборник избранных произведений М. Богдановича на русском языке, в переводе лучших советских поэтов. Песня Игоря Лученка «Вероника» на стихи Богдановича в исполнении ансамбля «Песняры» стала светлым и проникновенным гимном любви. Его произведения переведены на многие языки мира, публиковались в Великобритании, Германии, Польше, России, Франции, Югославии и других странах. Обо всём этом рассказывает Литературный музей Максима Богдановича.

Музей Янки Купалы

Государственный литературный музей Янки Купалы - один из старейших литературных музеев Беларуси - был открыт для посетителей 20 сентября 1945 года. Музей знакомит с жизнью и творчеством народного поэта Беларуси Янки Купалы (1882-1942), его ролью в историческом и культурном развитии страны. Настоящее имя белорусского поэта, переводчика, драматурга, публициста, классика белорусской литературы - Иван Луцевич. Поэт родился в Купальскую ночь, поэтому и взял себе псевдоним Янка Купала. В его лирических произведениях органично сочетаются мелодика напевов народных песен, их звуковое единство и метафоричность, которые и обуславливают общий настрой лирики Янки Купалы. В 1908—1909 годах было написано самое известное стихотворение поэта «А кто там идёт?» (первоначальное заглавие «Беларусы»). На русский язык его перевёл Максим Горький, назвав «суровой и прекрасной песней», и предсказал, что оно «на время… станет „народным гимном“». Так и случилось.

Очень интересно оформлена часть экспозиции, посвященная гибели Янки Купалы. Он погиб в Москве в 1942 году. Находясь в гостинице «Москва», он сорвался в лестничный пролёт между 9-м и 10-м этажами и разбился насмерть. Ходили слухи о том, что эта трагическая гибель могла быть не случайной. По одной из версий, в момент гибели рядом с поэтом видели женщину, которая якобы собиралась взять у него интервью. В 2004 году гостиницу «Москва» разобрали и музею были переданы предметы мебели и интерьера гостиничного номера 414, где остановился в тот злополучный день Янка Купала. Среди них в музее можно теперь увидеть: входную дверь его номера, ступени лестницы и ограждающие перила, паркетные доски, часы, телефон, зеркало, стул и другие вещи.

В музее используются и современные IT-технологии. Уникальный «Голографический театр» представляет собой проекцию подвижной фигуры Янки Купалы, которая озвучена оригинальной записью голоса поэта. Ежегодно музей посещает более 120 000 человек. Наибольшей популярностью в музее Янки Купалы пользуются экскурсии, интерактивные программы и квесты. Среди наиболее ценных музейных экспонатов выделяют автографы, прижизненные издания и портреты Янки Купалы, фотографии и личные вещи поэта и его семьи.

Ещё один замечательный литературный музей расположился в пригороде Минска, в дачном посёлке «Ждановичи-6» и связан с именем Василя Быкова (1924-2003) - белорусского и советского писателя, общественного деятеля, участника Великой Отечественной войны. Василь Быков родился в 1924 году в деревне Бычки Ушачского района Витебской области. Большинство произведений писателя – это повести, действие которых происходит во время Великой Отечественной войны, в них показан трудный нравственный выбор человека в наиболее драматичные моменты жизни.

Музей Василя Быкова

Музей-дача рассказывает о загородной жизни писателя, здесь можно увидеть его рабочий кабинет, комнаты, летнюю веранду и сад, фотоальбомы, книги и журналы. Сохранилось большое количество рисунков Василя Быкова, которые иллюстрируют его особенный творческий метод. Так, прежде чем описать тот или иной эпизод в своём произведении, писатель всегда рисовал его в деталях, а потом уже с рисунка «списывал», отмечая в повествовании все важные моменты своего рисунка.

VI Международный литературный фестиваль «Славянская лира-2019» закончился, но воспоминания о нём, о прошедших мероприятиях, о встречах и знакомствах останутся самые тёплые, а город Минск навсегда сохранится в памяти как место дружелюбное, открытое и современное.