Историческая память в личных воспоминаниях

пт, 15/12/2017 - 17:00
Место проведения 
Литературный институт имени А.М. Горького

15 декабря 2017 г. состоялся круглый стол на тему «Историческая память в личных воспоминаниях», организованный кафедрой общественных наук. В его работе принимали участие преподаватели кафедры: д.ф.н., доцент С.Н.Лебедев, к.и.н., доцент З.М. Кочеткова, к.и.н., доцент Е.Э.Юрчик (модератор), к.ф.н. , доцент О.В. Зайцева и студенты  II, III и IV курсов очного факультета.

Участники круглого стола обратились к исследованию феномена исторической памяти, особенности которого раскрываются, прежде всего, в личных исторических свидетельствах. Е.Э. Юрчик рассказала об основных принципах использования источников личного происхождения для реконструкции прошлого, подчеркнув, что их главная ценность состоит в возможности изучить историческую память как динамическое, изменчивое явление, в котором персональное начало становится частью коллективного восприятия исторических событий. З.М. Кочеткова рассказала о собственном опыте изучения мемуаров, о разнообразии и богатстве содержащихся в них сведений, о ценности субъективного восприятия истории. О.В. Зайцева обратилась к трактовкам исторической памяти в современной феноменологии, раскрыв их разнообразие и  полемичность. С.Н.Лебедев указал на универсализм категории памяти, ее актуальность для всех отраслей гуманитарного знания – истории, философии, литературоведения.

Студенты представили результаты собственных научных исследований. И.Мирлас (II курс) рассказала о многотрудной судьбе художника Давида Мирласа, опираясь на материалы семейного архива: она показала, каким образом усилия людей препятствуют забвению пути человека в истории. А. Барбашова (IV курс) продемонстрировала богатство возможностей, которые предоставляет методика «устной истории» для реконструкции прошлого; она доказала, что личное восприятие участника исторических событий (сколь бы скромным он, на первый взгляд, не казался) помогает воссоздать общую картину такого масштабного и драматического события как Великая Отечественная война. А.Царева (IV курс)  и Д.Юхта (III курс) обратились к изучению мемуаристики как исторического источника. А.Царева провела сравнительный анализ воспоминаний двух участников битвы за Верден, А.Бордо и Ж.Дюкло, обратив внимание на зависимость субъективных оценок исторического события от жизненного опыта и идейных принципов свидетелей. Д.Юхта рассказала о работе И.М.Майского (Я.Ляховецкого) в Комитете по невмешательству в испанские дела, основываясь на воспоминаниях дипломата. Она подчеркнула, что даже при очевидной идеологической ангажированности мемуаров, они являются ценным источником  как для оценки исторической ситуации, так и представлений о личности его участника. А.Комиссарова (IV курс) изучила дневниковые записи В.К.Кюхельбекера; она отметила, что стремление к самоанализу, ярко проявившееся в источнике, можно рассматривать как стремление к сохранению духовных основ личности. М.Клинова (IV курс) представила анализ трактовки прошлого и памяти в прозе А.Платонова, оригинально использовав метод В.Беньямина. Живой интерес и настоящую полемику вызвало яркое выступление А.Максимовой (IV курс) об исторической памяти как  сферы властных отношений.

В выступлениях участников круглого стола, в развернутых и заинтересованных комментариях аудитории историческая память предстала как живая, развивающаяся во времени связь между прошлым и настоящим, достойная дальнейшего изучения.


Программа круглого стола

«Историческая память в личных воспоминаниях»

15 декабря 2017 г.

Юрчик Е.Э. (модератор) Вступительное слово: «Воспоминания и память в исторических источниках»

Зайцева О.В. «Категория исторической памяти в современной феноменологии»

Выступления:

  1. Мирлас Иоанна (II курс)

Воронка времени: судьба Давида Мирласа

  1. Барбашова Александра (IV курс)

В.И.Лузанова: воспоминания о Великой Отечественной войне

  1. Комиссарова Александра (IV курс)

Дневник В.К.Кюхельбекера как исторический источник

  1. Царева Анастасия (IV курс)

А.Бордо и Ж.Дюкло о битве за Верден

  1. Юхта Диана (III курс)

И.М.Майский о работе Комитета по невмешательству в испанские дела

  1. Клинова Мария (IV курс)

Фрагментация и аллегория в прозе А.Платонова

  1. Максимова Алиса (IV курс)

Историческая память как поле властных отношений

Общая дискуссия