ХХII научные чтения «Язык как материал словесности»

сб, 26/10/2019 - 11:00
Место проведения 
Литературный институт имени А.М. Горького, ауд. 6
Программа: 

В субботу, 26 октября 2019, в Литературном институте прошли ежегодные международные научные чтения «Язык как материал словесности», организованные кафедрой русского языка и стилистики. Впервые Чтения были проведены в 1998 году по инициативе ректора института С. Н. Есина, а их идейным вдохновителем и руководителем стал занимавший тогда должность проректора по научной работе профессор Александр Иванович Горшков, имя которого послужило источником второго – неофициального, но, пожалуй, более популярного названия этого мероприятия – «Горшковские чтения».

В этом году Горшковские чтения открыл проректор по науке и творчеству С. Ф. Дмитренко. Он отметил большую роль кафедры русского языка и стилистики в профессиональном становлении будущих писателей, сославшись при этом на собственный опыт учёбы в Литинституте и поимённо перечислив своих преподавателей, которые, по его словам, были настоящими знатоками русского языка и одарёнными педагогами.

Утреннее заседание началось с доклада «Подводные камни современной русской стилистики (по материалам обучения и тестирования студентов)» заведующей кафедрой медиаречи РГГУ, доктора филологических наук

Е. Н. Басовской и заведующей лабораторией управления образовательным порталом РГГУ А. В. Зайцевой. Докладчицы представили результаты комплексного тестирования по функциональной стилистике и основам орфоэпии, в котором участвовали студенты-журналисты III курса. Специально для проведения исследования был разработан рейтинг сложности вопросов и выведен индекс лёгкости вопроса, что позволило составить типологию наиболее распространённых ошибок. Было установлено, что наиболее частотными являются ошибки, связанные с семантическими, орфоэпическими и стилистическими характеристиками необщеупотребительных слов, с исторической изменчивостью и функциональной обусловленностью норм литературного языка, с противоречивостью данных, представленных в различных лингвистических словарях, с неразвитостью у студентов навыков квалифицированного информационного поиска и повышенной зависимостью от электронных устройств и Интернета.

В докладе «Мотив женской инициации в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина “Господа Головлёвы”» доцента кафедры иностранных и русского языков МВА имени К. И. Скрябина, кандидата филологических наук Т. М. Ляшенко нашли отражение наблюдения над развитием женских характеров романа «Господа Головлёвы» в их сопоставлении с динамикой образа Иудушки. Связав мотив женской инициации с идеей смерти при жизни, с преодолением кризиса, докладчица пришла к выводу, что инициация героини предшествует нравственному воскресению героя, из чего следует, что Салтыков-Щедрин высоко оценивал роль женщины в духовном пути мужчины.

В выступлении «Антропонимическая рефлексия писателя (по материалам интервью со студентами и выпускниками Литературного института)» доцента кафедры русского языка и стилистики, кандидата филологических наук Т. Е. Никольской получили отражение результаты анализа, проведённого ею совместно с выпускником Литературного института Г. Е. Тачковым. Антропонимические рефлексивы молодых авторов, принадлежащих к одной литературной школе, ещё никогда не становились предметом научного рассмотрения, что открывает перспективы для продолжения исследования, представленного в докладе.

Доцент кафедры медиаречи РГГУ, кандидат филологических наук Ю. В. Яковлева в своём докладе «”Читаютъ чрезвычайно мало, или всякий вздоръ…” (Литературно-эстетическое образование в России конца XIX в. в освещении журнала “Вестник воспитания”)» убедительно показала, что актуальные сегодня вопросы «Что читать ребёнку?» и «Как развить его художественный вкус?» уже больше ста лет тому назад находились в центре общественного внимания.

Заведующий кафедрой русского языка и стилистики Литинститута, доцент, кандидат филологических наук Ф. Б. Альбрехт в своём докладе «Язык как объект метаязыковой рефлексии (заметки на полях олимпиадных заданий)» поднял чрезвычайно важный для современной лингвистики вопрос об «объективности» законов языка как лишь об удобном допущении, которое, будучи в целом ряде случаев полезным, тем не менее оказывается неэффективным при описании языкового материала в его реальном употреблении.

Особое значение для Чтений имело выступление доцента кафедры русского языка и методики его преподавания Забайкальского государственного университета А. В. Ивановой. Она является «научной внучкой» А. И. Горшкова, так как написала диссертацию под руководством Г. Д. Ахметовой, которая, в свою очередь, работала над докторской диссертацией под руководством Александра Ивановича. Сегодня А. В. Иванова своей исследовательской деятельностью подтверждает, что оригинальные идеи А. И. Горшкова популярны далеко за стенами Литературного института и реализуются, в частности, в работах читинских лингвистов. Один из аспектов стилистического анализа текста, а именно – различные приёмы и уровни использования метафоры в произведениях забайкальских авторов М. Е. Вешнякова и Нины Ганьшиной (литературный псевдоним Г. Д. Ахметовой), был детально рассмотрен в её докладе «”Уход в метафору” в текстах современной региональной прозы».

Дневное заседание открылось интереснейшим выступлением доцента кафедры русского языка и стилистики, кандидата филологических наук О. Ю. Ткаченко «Словесный ряд “риторическое поведение персонажа” и ошибки в экранизациях романов Ф. М. Достоевского». Она в буквальном смысле слова наглядно, с использованием видеофрагментов, показала, как пренебрежение филологическим анализом текста может привести создателей фильмов к искажению образов и идей оригинального художественного произведения. Свободная и остроумная подача материала, яркие примеры и доступность изложения – всё это привлекло к докладу О. Ю. Ткаченко внимание многочисленной аудитории.

Постоянная участница Горшковских чтений, доцент кафедры иностранных и русского языков МВА имени К. И. Скрябина, кандидат филологических наук В. Г. Смирнова в докладе «Изображение работы сознания в литературной практике Андрея Платонова» представила развёрнутую картину форм существования национального русского языка и показала пути развития исторического и социологического реализма от А. С. Пушкина до А. П. Платонова.

В докладе доцента кафедры русского языка и стилистики Литературного института, кандидата филологических наук Н. М. Годенко «Чингиз Айтматов: автоперевод как механизм порождения оригинального художественного текста» получила отражение картина становления одного из величайших художников слова ХХ века как русскоязычного писателя. Доклад Н. М.Годенко приобретает особую значимость в свете открытия при институте научно-образовательного и культурно-просветительского центра «Дом национальных литератур».

Уже второй раз в Горшковских чтениях приняла участие Марта Валери, профессор Университета Тушии из итальянского города Витербо, работающая в этом году в качестве приглашённого профессора в Нижегородском лингвистическом университете. Она выступила с докладом «Нить повествования: сходства и различия в образе мещанина в юмористической литературе Италии и России 20-х – 30-х годов ХХ века», в котором показала, что, несмотря на существенные идеологические и социальные различия между Италией и Советским Союзом, «маленький человек» в литературе и карикатуре обеих стран был представлен на удивление схоже.

Безусловно, одним из самых ярких на конференции стало выступление доцента кафедры русского языка и стилистики, кандидата филологических наук Ю. М. Папяна, показавшего в своём докладе «Писатель как персонаж романа» всю сложность языковой композиции произведения, герой которого – писатель, а тема – создание художественного текста. Выступление Ю. М. Папяна явило собой образец научной презентации материала, сложно поддающегося теоретическому осмыслению и требующего кропотливого практического анализа, а также подготовило аудиторию к встрече с главным героем Чтений – профессором А. И. Горшковым. Он выступил с краткой, но ёмкой заключительной речью, в которой указал на глобальную проблему современной филологии – на распад естественной связи между языкознанием и литературоведением, что делает невозможным объективное описание главного и единственно достойного объекта филологического анализа – языка в его употреблении.

Горшковские чтения, как всегда, стали воплощением идеи преемственности научного знания: с одной стороны, в них приняли участие учёные с многолетним стажем работы, доктора и кандидаты филологических наук, профессора и доценты, авторы монографий, учебников и статей, а с другой – исследователи, только начинающие свою научную карьеру: аспирант МПГУ К. А. Калинин с прекрасно выстроенным докладом «Грамматический параллелизм как единица текста древнерусской литературы»; магистрантка Набережночелнинского государственного педагогического университета Н. В. Калинина, чей актуальный доклад «Лексические анахронизмы в романе Е. Г. Водолазкина “Лавр” вызвал интерес даже у более опытных коллег; студенты V курса Литинститута Д. Ф. Тестов («Стилистический аспект в работе А. Н. Толстого над народными сказками») и П. А. Рейтер («Структура образа рассказчика в романе А. Г. Волоса “Аниматор”»), сообщения которых отличались структурированностью, тщательной продуманностью и строгой логической организацией.

Доклады, прозвучавшие на Горшковских чтениях, были краткими презентациями более развёрнутых исследований, представленных в сборнике статей «Язык как материал словесности» (Казань, изд-во «Бук», 2019). Электронная версия сборника размещена на сайте Литинститута.

Очередные чтения «Язык как материал словесности» показали, что принципы стилистического анализа текста, предложенные А. И. Горшковым, не утрачивают своей злободневности, вызывают интерес в стране и в мире и продолжают стимулировать научную мысль новых и новых поколений филологов.

Кафедра русского языка и стилистики выражает глубокую благодарность всем участникам и гостям Горшковских чтений, а также методисту кафедры русского языка и стилистики Н. Ю. Басовской, чью помощь в организации Чтений трудно переоценить, В. В. Карасёву за безупречную техническую поддержку мероприятия, а также студентам III курса очного факультета: Елизавете Абрамовой, Найле Акбулатовой, Михаилу Бордуновскому, Диане Вареновой, Елизавете Греховой, Анастасии Кукушкиной, Екатерине Лошаковой, Кире Пешковой, Артёму Ушканову и студентам IV курса очного факультета Алёне Бондарь, Анастасии Булыгиной, Анастасии Гаврилиной, Анастасии Громовой, Дарье Мосоловой за активное участие в работе Чтений и за помощь в их проведении.