Дом творческих людей: «Школа юного писателя»

Нагимов Фарит Сагитжанович
Апр 23 2019
Городской методический центр и Литературный институт имени А.М. Горького в рамках проекта «Школа юного писателя» подготовили писательские программы для школьников. В "Учительской газете" подвели первые итоги.

В современном образовании различные технологии, инженерно-математические и информационные профили обучения стали явно превалировать над гуманитарными знаниями. «Из кого же вырастут новые Достоевские и Чеховы, Чайковские и Левитаны? И вырастут ли?.. Не являемся ли мы свидетелями очередного крена в образовании в сторону математиков и физиков, как это было в 70‑е годы XX века? А что делать тем детям, у кого явно нет тяги к естественным и точным наукам?» Как всегда, много вопросов возникает у родителя и педагога, оказавшегося невольно вовлеченным в водоворот реформ.

Действительно, и обучение, и развитие ребенка в настоящее время уже неотрывно связано с новыми технологиями. Однако забывать о необходимости речевого развития детей, о важности гуманитарных знаний для формирования мышления, вкуса, категорий этики и эстетики, а также для нравственного становления личности, на наш взгляд, нельзя. Именно поэтому мы с воодушевлением восприняли новый городской проект, который организовали в этом учебном году на базе общеобразовательных школ Москвы, - «Школа юного писателя». Инициаторами этой мастерской литературного творчества стали Литературный институт имени М.Горького, Городской методический центр и ЦРМК - образовательные программы.

Стартовал этот пилотный проект недавно - в феврале 2019 года, но уже сейчас можно констатировать его крайнюю важность и даже необходимость для школ столицы. На сегодняшний день участниками проекта являются московские учебные заведения: школа №2123 имени Мигеля Эрнандеса, школа №293 имени А.Т.Твардовского, школа №1234, школа №1231 имени В.Д.Поленова. Именно в них организовано обучение учащихся 7‑11‑х классов по двум направлениям - «Художественный перевод» и «Литературное творчество» (в каждом блиц-курсе задействовано по две школы).

Одна из основных целей проекта - выявление творчески одаренных школьников и создание условий для их «доступного творческого литературного самообразования», чтобы помочь этим детям развить «личностный потенциал» (цитаты взяты из установочных документов проекта).

Обучающиеся - дети 13‑16 ­лет, изъявившие желание заниматься литературным творчеством и переводом. Под руководством профессионального мэтра (писателя или переводчика, предоставленного Литературным институтом имени А.М. Горького) они один раз в неделю в течение двух академических часов занимаются на базе своих школ. Предполагается, что школьники научатся анализировать художественные произведения с учетом их жанрово-родовой специфики и осознавать художественную картину жизни, созданную в литературном произведении, в единстве эмоционального, личностного восприятия и интеллектуального понимания; сформируют представление о системе стилей языка художественной литературы и смогут применить все это на практике - при создании собственных произведений, школьных пресс-изданий, блогов и пабликов в социальных сетях, смогут излагать свои мысли в литературной форме, понимать и оценивать литературный текст во всем его многообразии.

Один из литературных наставников проекта в школе №293 имени А.Т.Твардовского - писатель, драматург и доцент Литературного института имени А.М. Горького Фарит Сагитжанович Нагимов - высказал свое первое впечатление от этого проекта:

- Я считаю, что прежде всего, работая с детьми, необходимо установить контакт для возникновения доверительных отношений, очень важно заслужить уважение начинающих творцов. В начале работы я с радостью отметил, что в моем литературном классе не только гуманитарии. Здесь есть дети с явными способностями к математике или физике, которые, возможно, извлекают из наших занятий нечто полезное для себя: учатся мыслить иначе, шире, мыслить парадоксально, учатся не бояться промахов и ошибок на тернистом поприще творца, учатся уходить от стереотипов. Я замечаю, что они задают мне много вопросов не только о литературе, но и о жизни вообще. И я, сам того не замечая, становлюсь их другом, старшим товарищем, а может, и исповедником. По прошествии трех занятий я вижу их интерес к литературе, например, Сергей Архипов рассказал, что создал паблик ВКонтакте, назвав его «Дом творческих людей». Считаю это хорошим началом. Создание собственного блога или даже паблика в социальных сетях тоже один из инструментов развития творческой личности.

Детское литературное творчество, несомненно, необходимо рассматривать как источник развития, механизм движения, способ продуктивного преобразования и формирования личности. Поскольку литературно-художественный опыт - это всегда опыт субъективный, личностный, то обучающийся любому искусству должен не только усвоить, выучить, запомнить ту или иную информацию, но и переработать, оценить, выразить свое отношение к ней, удовлетворяя внутреннюю потребность в интеллектуальном и духовно-равственном развитии. Таким образом, познавая себя и постепенно овладевая литературным опытом, юный писатель сможет не только проявить способности, но и отобразить особое восприятие действительности, видение мира и своего места в нем.

Проект вызвал сильные эмоции и у самих ребят, которые с удовольствием высказали свое понимание цели данного курса.

- На курсы пошел больше потому, что в принципе увлекаюсь писательством, - говорит ученик 8‑го класса школы №293 Иван Созинов. - К тому же знания, полученные на курсах, могут пригодиться в будущей профессии. Больше всего в занятиях нравится то, что они проходят в форме диалога, а не лекции, в отличие от большинства уроков в школе.

- Об этом проекте я узнала от учителей своей школы еще осенью, - рассказывает ученица 9‑го «Б» класса школы №293 Алиса Лавренова. - Все время до начала проекта я представляла и гадала, в каком формате будут проводиться уроки. И действительность превзошла все мои ожидания: на занятиях мы не только обсуждаем основы литературы и классические произведения, но и дискутируем на самые разные темы, порой споры затягиваются, и для меня это самое интересное, ведь в споре рождается истина...

Не правда ли, очень искренние и эмоциональные суждения? А ведь недавно многие из ребят были зажаты и стеснялись своего интереса к литературному творчеству, что и понятно: если мода на иностранные языки в нашем мегаполисе растет, то, наверное, так же пропорционально снижается интерес к искусству слова. Но это же наше, русское, слово! Поэтому крайне важно привлечь внимание детей к родному языку, научить их пользоваться им красиво, образно, показать всю гамму многозначности и интонационные переливы. Конечно, мэтрам Литературного института это удастся в лучшей степени, чем обычным школьным учителям, сжатым рамками программы и требованиями независимой оценки качества образования.

Мы ожидаем, что на следующий учебный год этот уникальный гуманитарный проект расширится, в нем смогут принять участие и другие школы Москвы. И это искренне радует: тогда комплекс городских проектов действительно будет охватывать все области знаний, а это значит, что каждый ребенок сможет найти себе занятие по душе, которое, возможно, приведет его к выбору жизненного пути.

Марина МАРЬЯШИНА,
поэт, прозаик, ассистент мэтра в проекте «Школа юного писателя»;
Елена АЛЕКСАНДРОВА,
учитель русского языка и литературы школы №293, кандидат педагогических наук