Борис Тарасов: «Внимание к "Тайне человека"»

Сегень Александр Юрьевич
Тарасов Борис Николаевич
Апр 3 2017
На портале Православие.ру опубликовано интервью прозаика Александра Сегеня с литературоведом Борисом Тарасовым, или, говоря другими словами, руководителя творческого семинара в Литинституте Александра Юрьевича Сегеня с заведующим кафедрой зарубежной литературы Борисом Николаевичем Тарасовым. Или можно сказать еще и так: лауреат Патриаршей премии 2016 года Борис Тарасов отвечает на вопросы лауреата Патриаршей премии 2015 года Александра Сегеня.

В 2009 году решением Священного Синода Русской Православной Церкви была учреждена ежегодная Патриаршая литературная премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия «За значительный вклад в развитие русской литературы». Впервые она была вручена 26 мая 2011 года писателю Владимиру Крупину. В 2012 году лауреатами стали Олеся Николаева и Виктор Николаев, в 2013-м — Алексей Варламов, Юрий Лощиц и Станислав Куняев, в 2014-м — Валерий Ганичев, Валентин Курбатов и протоиерей Николай Агафонов, в 2015-м — Юрий Бондарев, Юрий Кублановский и Александр Сегень, в 2016-м — Николай Блохин, Борис Екимов и Борис Тарасов. Уже названы номинанты премии 2017 года, и не за горами вручение почетной награды трем новым лауреатам.

В преддверии этого события мы возобновляем серию бесед с теми, кому выпала честь получить из рук Патриарха Московского и всея Руси высокую награду. 2 апреля 2017 года, Борис Николаевич Тарасов, автор книг о Паскале, Чаадаеве, Хомякове, Тютчеве, отмечает свое 70-летие. И мы предлагаем беседу с ним. А заодно сердечно поздравляем с юбилеем!

— Ваша первая диссертация посвящена эстетической системе Поля Валери…

— Меня заинтересовал спор Валери с Паскалем, который оказался для него принципиальным оппонентом в суждениях о мире и человеческих возможностях.

Валери был последовательным картезианцем и апологетом научного миропознания, обожествляя рациональный, математический, даже в какой-то степени позитивистский подход к действительности и игнорируя любую метафизику, действие паскалевских «обманывающих сил» — ограниченного рассудка, имиджевого воображения, ложных репутаций, рутинных привычек, самолюбия, тщеславия, самых разнообразных комплексов. Но в конце концов он был вынужден признать правоту Паскаля, что ум всегда оказывается в дураках у сердца, и заключить: «Это проклятое сердце торжествует». То есть торжествует неподвластная разуму иррациональная сфера бытия, в которой коренится свобода человека, незримо противоборствуют добрая и злая воля, созревает количество и качество его желаний и в глубине которой завязываются первые акты «маленьких трагедий» (перерастающие в большие исторические) человеческого существования, и где становятся реально значимыми и действенными, но не поддающимися рационалистической логике понятия первенства, славы, власти, наслаждения, зависти, любви, ненависти, счастья, свободы, мужества, страха, тоски, скуки и т.п.

— Каков сегодняшний студент Литинститута?

— Что представляет из себя сегодняшний студент, вы, Александр Юрьевич, знаете по собственным впечатлениям. Основной контингент абитуриентов составляют вчерашние школьники, пусть и обладающие соответствующими способностями, но не имеющие достаточных знаний и лишенные необходимого жизненного опыта. К тому же молодых людей окружают модные стереотипы и жанры массовой литературы. Поэтому Литинституту приходится, особенно на первых порах, и дорабатывать за школу, и разъяснять критерии подлинной литературы, и помогать раскрываться каждой индивидуальности. Конечно, бывает особенно отрадно, когда наблюдается очевидное движение навстречу и быстрый творческий рост студента.

— На протяжении многих лет вы возглавляли один из самых прославленных вузов Москвы — Литературный институт. Как вы оцениваете этот период вашей жизни? Что дало вам ректорство? Разочарование? Радость? Гордость? Неудовлетворенность? Чувство уверенности, что ваша работа принесла институту пользу?

— Все перечисленные вами чувства нередко смешивались в зависимости от осуществляемости и решения тех или иных планов и задач. Но доминировало последнее — чувство уверенности в приносимой институту пользе в период невнятных реформ. Наряду с рядом стратегических вузов Литинститут получил возможность вести учебный процесс без разделения на бакалавриат и магистратуру, что является признаком высокой значимости его деятельности.

В сложных социально-экономических обстоятельствах нулевых годов требовались сконцентрированные и последовательные усилия для обновления инфраструктуры института и улучшения материального благосостояния его работников. Нам удалось добиться получения соответствующих средств для частичного капитального ремонта в учебных корпусах и общежитии, приобретения новейшего оборудования, выделения президентского гранта. Это позволило удвоить зарплату преподавателей и повысить ее у других сотрудников, а также войти в Федеральную адресную инвестиционную программу для реставрации зданий и их приспособления для современного использования.

В условиях тенденций слияния вузов и сокращений преподавательского состава нам не только удалось сохранить творческий коллектив, но и привлечь к работе в институте таких известных писателей и ученых, как Алексей Варламов (сменивший меня на должности ректора), Павел Басинский, Олег Павлов, Владимир Малягин, Геннадий Красников, Андрей Воронцов, Александр Камчатнов, Иван Есаулов, АлександрУжанков. Важно было не утратить связь времен, соединять традиции и новаторство, сохранять критерии настоящей литературы в условиях всеобщей коммерциализации и диктата рыночной идеологии, падения эстетического вкуса, господства жанров массовой литературы, внимания к моде, новизне, остроте, яркости, занимательности, поверхностной социальности художественного произведения, а не к его глубине и значительности.

Можно было бы много еще рассказать о юбилейных встречах выпускников Литинститута всех поколений, о четырехтомнике их воспоминаний и сборнике их военных стихов, о возобновлении альманаха «Тверской бульвар, 25», о резонансных научных конференциях с последующим выходом книг о творчестве Иннокентия Анненского или Георгия Иванова, о российско-итальянском или российско-болгарском конкурсах «Радуга» и «Славянское братство», о встречах с общественными и литературными деятелями, о многосторонней работе преподавателей и студентов по предложению правительства Москвы в социальных и культурных учреждениях, библиотеках, школах и вузах города, о многом другом. Но, разумеется, рамки интервью не позволяют подробно говорить об этом. Не все, конечно, удалось осуществить из задуманного. Не заработала, например, в полную меру Ассоциация выпускников Литинститута, не уделялось должного внимания привлечению административного ресурса, а также, если так можно выразиться, выставочному компоненту нашей работы, ее присутствию в информационном пространстве.

— А что бы хотели пожелать нынешнему ректору?

— Хотелось бы пожелать успешного завершения проекта реставрации нашей усадьбы и преодоления трудностей, связанных с понижением уровня гуманитарного образования в школах, сохранения духа Литинститута, органично соединяя, говоря словами Хомякова, «старое» и «новое», проверенные временем традиции и достойное новаторство.


Полностью текст интервью доступен на портале Православие.ру.