Борис Кутенков: «Жива энергия потери»

В этом году прошли шестые литературные чтения «Они ушли. Они остались», посвящённые рано ушедшим поэтам 70–80х. Организатор чтений Борис Кутенков рассказал «ЛГ» о создании и развитии проекта, о том, что уже сделано, а что планируется осуществить в ближайшее время.

– Как появился проект «Они ушли. Они остались»?

– Всё началось в 2012 году. Я тогда активно организовывал вечера для живущих поэтов. В основном для молодых, своих ровесников. Прекрасно помню тот день, когда я прочитал интервью Ивана Волкова в журнале «Новая реальность». Там был вопрос: «Исполняется 10 лет смерти Леонида Шевченко (волгоградский поэт, погибший в 2002-м). Нет ли желания сделать в Костроме вечер его памяти?» И Волков как-то походя ответил, что это бессмысленно, никто не придёт и вообще он не хочет этим заниматься. Я подумал: «Шевченко – подзабытый поэт, очень любимый мной, и мы очень мало делаем для памяти ушедших». И зародилась идея литературных чтений, на которых родственники рано ушедших поэтов постсоветского времени, а также литературоведы освещали бы их биографию и творчество.

Надо было определиться: рассказывать о стихах или о человеке. Благодарная память и близкий к объективности анализ стихов зачастую исключают друг друга. Поэтому наша идея поначалу выглядела эклектичной. Но в дальнейшем проект эволюционировал, обретая своё лицо. Мы затевали его с Ириной Медведевой: в 1999 году трагически погиб её сын, талантливый поэт и эссеист Илья Тюрин. И последующие 17 лет она посвятила себя проекту «Илья-премия». В 2016-м, незадолго до ухода Ирины из жизни, я брал у неё интервью для журнала «Лиterraтура». Заголовок был такой: «Вместо ожидания Ильи по вечерам мы стали ждать рукописи на «Илья-премию». Но если в «Илья-премии» – важном для становления современной литературы конкурсе начала 2000-х – невозможно было без иерархии, то в рамках мемориальных чтений Медведева противилась выстраиванию поэтов по ранжиру. А мне всегда казался важным литературоведческий аспект проекта.

На старте нашей затеи не думал, что проект получит такое развитие, что он приобретёт такой огромный резонанс, что на антологию выйдут рецензии. Сейчас мне кажется: возникает полюсность в рамках одного вечера, мы это делаем для очень разных аудиторий. Кто-то пришёл услышать рассказы о поэте с «человеческой» стороны – с неизбежной сентиментальной нотой. А кому-то хочется научного подхода в анализе творчества. И у нас есть элемент конференции, филологические доклады. Спрашиваю зрителей – им это сочетание мемуаров и литературоведения абсолютно не мешает.

Сергей Ивкин в журнале «Плавучий мост» точно охарактеризовал то, чем мы сейчас занимаемся. Он назвал том антологии, вышедший в 2016 году и посвящённый ушедшим в постсоветские годы, «свежей раной» и обратил внимание на иную степень литературоведческой отстранённости в нём. «Жива энергия потери», как сказала бы Ирина Медведева. В рамках нынешних чтений преобладает анализ творчества и эпохи, в то время как первые «Они ушли. Они остались» тяготели к воспоминаниям.

– Кто стал первыми героями вашего проекта семь лет назад?

– Назову удивительного лирика Сергея Королёва. В «Воймеге» в 2011 году вышла его посмертная книга стихов «Повторите небо». Он был студентом Литинститута в семинаре Галины Ивановны Седых. Приятно, что благодаря Королёву от антологии потянулись ниточки в других направлениях: когда мы презентовали первый том в Череповце в январе 2017 года, Татьяна Ржанникова и Сергей Меньшаков, местные культуртрегеры, загорелись идеей сделать серию фильмов о поэтах Вологодчины, на что впоследствии получили президентский грант. В первом фильме – о Королёве – приняли участие Элина Сухова, Ната Сучкова, Александр Переверзин, Галина Ивановна Седых и другие. Фильм показали в родном городе поэта, Бабаеве, а также в Вологде на фестивале «Плюсовая поэзия». Родственники Королёва, к которым мы ездили для съёмок фильма, были очень удивлены интересом к своему сыну и брату – в полной уверенности, что о нём уже все забыли.

– «Илья-премия» открывала новые имена – к примеру, красноярца Ивана Клинового, ставшего лауреатом… Какие цели у вашего проекта?

– В первую очередь – привлечение внимания к талантливым авторам. Люди узнают поэтов. А критики встраивают их в историко-литературный контекст. В интернет-журнале «Прочтение» Юлия Подлубнова написала, что теперь разговор о поэзии 70–80-х невозможен без второго тома «Уйти. Остаться. Жить». То есть пересматривается картина литературы позднесоветского периода. Надеюсь, что мы в этом участвуем. Выходит огромное количество рецензий – в толстых журналах, «Учительской газете», на портале «Горький», в «Российской газете», «Комсомольской правде»…


Читать дальше в Литгазете >>>