Андрей Черкасов: "И мы умрем как хрюша и степашка..."

В стихах Черкасова персонажи заняты необъяснимой рутиной. Фон полуразмыт и ассоциируется с пустотностью всего сущего.
Андрей Черкасов – родился в 1987 году в Челябинске.

Окончил Литературный Институт имени А. М. Горького (семинар Е. Ю. Сидорова). Стихи публиковались в журналах «Воздух», «Волга-XXI век», «Урал», «Волга», «ШО», «КИЛ», стихи.ру, на Интернет-порталах.

Автор стихотворных сборников: «Предложенный падеж», «Легче, чем кажется», «Децентрализованное наблюдение», «Домашнее хозяйство. Избранное из двух колонок», «Обстоятельства вне контроля», «Метод от собак игрокам, шторы цвета устройств, наука острова», «Ветер по частям», стихи представлены в 3-ем томе «Антологии современной уральской поэзии».

Член экспертного совета серии «Новые стихи».

Участник художественных выставок: «Воспоминание о синтаксисе» г. Челябинск, «Охота на повседневность. Трофеи» г. Краснодар, «Менее сильные рифмы к слову «утопия», г. Москва, «Отслоение/снятие» г. Красноярск, «Воплощение» г. Москва, Галереи-мастерской «Сколково», Музея русского лубка и наивного искусства, участник многочисленных групповых выставок.

Лауреат Лесной премии ландшафтного поэтического фестиваля «Пушкинские лаборатории».

Проводит мастер-классы «Визуальной медиапоэзии».

Андрей Черкасов недавно принял участие в проекте «Полюса». Это поэтическое противостояние в рамках «Культурной инициативы» было основано 15-ть лет назад поэтами Юрием Цветковым и Данилом Файзовым. Очередные «Полюса» прошли в «Квартире-музее Алексея Толстого» и оказались тоже Юбилейными 150-ыми!

Эти годы были сложными для отечественной поэзии, «Полюса» проводились на множестве площадок, которые одна за другой закрывались - в основном, конечно, по коммерческим причинам, и становились недоступными для поэтических ристалищ. В тоже время, сами «Полюса» становились все более значимыми, популярными и даже любимыми! В этом проекте принимали участие и наши авторы: Олеся Николаева, Данила Давыдов, Юлий Гуголев, Сергей Гандлевский, Анна Аркатова, Вячеслав Куприянов, Евгений Рейн.

В прошлом году «состязались» Дана Курская, Сергей Арутюнов, Григорий Горнов - и репортажи об этих поэтических турнирах появлялись на сетевых страницах «Новых Известий». Очень интересно об истории проекта «Полюса» - по сути живой истории русской поэзии - рассказал в начале Вечера один из основателей «Полюсов» Юрий Цветков.

Андрей Черкасов - участник последних «Полюсов». В своих текстах поэт в высшей степени сложный, авангардный, из-под его пера, из-под пальцев выходит, как говорил когда-то Николай Глазков, которому на прошедшей неделе исполнилось 100 лет – «Безоговорочное новое».

Глашатай перемен и лидер новаций, Андрей Черкасов человек удивительно скромный, даже застенчивый. Ему открылось в ощущениях, что в современной информационной среде за те 10 секунд - в течении которых обычный взгляд пользователя скользит по любому сообщению, в том числе и по стихотворному - поэт должен настолько заинтересовать, как сказал Владимир Высоцкий этого «пресловутого» пользователя, чтобы взгляд скользнул и по Nickname, и по аватарке, и даже по имени автора.

Бесконечных 3-4 минут, которые давались, например артисту на арене цирка, у поэта уже нет, и, похоже, никогда не будет. Основным же лирическим инструментом становится находчивость, а в поэзии скрытых смыслов Андрея Черкасова – парадоксальность.

Каждый сборник поэта вызывает живые отклики в печати и в Сети. «Децентрализованное наблюдение» Андрея Черкасова - образец (может, и не имеющий у нас никаких предтеч и подобий) той (над)интеллектуально-(вне)эмоциональной, неяркой просветленности, которая — передышка среди всяких чувств, внутренних перемен: ценность без претензий быть ценностью» - отмечает Василий Бородин - поэт и критик.

В серии портретов авторов «Антологии современной уральской поэзии» под редакцией Виталия Кальпиди, с надеждой написано: «Специально к презентации «Антологии» в Челябинске и Москве режиссером Светланой Землянской был снят видеоклип на стихотворение Андрея Черкасова «Примерно пятнадцать лет». В стихах Черкасова персонажи заняты необъяснимой рутиной. Фон полуразмыт и ассоциируется с пустотностью всего сущего. Накладываясь на минималистичную мультипликацию Светланы Землянской, стихи Андрея Черкасова вдруг начинают звучать по-новому: как предположение, что не все еще потеряно...».

Юлия Подлубнова - литературовед, литературный критик и поэт, размышляет: «Андрей Черкасов - поэт эволюционирующий... формотворческие эксперименты Андрея Черкасова, на мой вкус, интереснее рифмованных текстов, ибо обладают свойством настоящей поэзии: они узнаваемы с первых строчек... Тексты... очень динамичны, в них ощутим жанровый потенциал восьмистиший с их лаконизмом, определенным парадоксализмом и смысловой емкостью. Паузы органично входят в стихотворную материю, сами становятся ее тканью. Черкасов пишет тексты в том числе и паузами, намеренно чередуя смыслы и пустоты, просто необходимые для осознания этих смыслов... вся книга воспринимается как единый поэтический текст, не имеющий начала и конца, как бы длящийся в своей процессуальности. А потому настоятельно рекомендую понаблюдать, что будет делать этот поэт далее: длить уже обозначившийся процесс, так и не доводя его до какого-либо завершения, или моделировать другой процесс, что, несомненно, очень сложно и под силу только действительно эволюционирующему поэту...»

Читать дальше...