Алексей Варламов: «Литинститут как средство против изоляции»

Варламов Алексей Николаевич
Июн 20 2018
В очередном выпуске "Литгазеты" опубликовано интервью с ректором Литературного института имени А.М. Горького, писателем Алексеем Николаевичем Варламовым.

– Вы возглавляете без преувеличения уникальный вуз – Литературный институт имени А.М. Горького. Как живёт институт сегодня? И какие вы видите перспективы развития вуза в ближайшем будущем?

– Я очень люблю Литинститут, люблю свою работу, и поэтому мне трудно быть беспристрастным, но думаю, что, в общем, мы хорошо живём. Это значит, что когда возникают вопросы, то они решаются, несданные «хвосты» пересдаются, расставание с выпускниками восполняется встречей с новыми студентами и новыми надеждами. Вот только что прошли госэкзамены и защиты дипломов, готовимся к очередным вступительным экзаменам, ждём абитуриентов и волнуемся не меньше, чем они. Как не ошибиться, не пропустить достойных и не взять тех, для кого Литинститут – случайный выбор?

Но я хочу ещё и другое, очень важное и печальное сказать. Несмотря на юбилейный повод для нашей беседы, было бы правильно, говоря о Литературном институте, вспомнить тех, кого мы за последние несколько месяцев потеряли. Это прежде всего замечательный писатель, наш бывший, хотя, по-моему, бывшим его никто так и не считал, ректор Сергей Николаевич Есин. Человек, который фактически спас институт в 90-е годы и до последнего дня руководил кафедрой литературного мастерства. Умер он во время нашей поездки в Минск, не дожив одной недели до своего 82-летия. Я часто вспоминаю последний вечер, который мы провели в нашей дружной литинститутской компании. И не я один, но очень многие должны помнить похороны Есина в Центральном доме литераторов, на которые пришло столько людей, сколько там давно не видали.

Было ещё две потери. В феврале во время Розановских чтений в Сергиевом Посаде скоропостижно скончался профессор кафедры общественных наук Сергей Николаевич Лебедев. И тоже, как его тёзка Есин, во время работы. Сделал доклад, и – через несколько минут остановилось сердце. И, наконец, самая недавняя и очень горькая потеря. Не стало Алексея Константиновича Антонова, тонкого поэта, драматурга, создателя литературной студии «Белкин», дивного лектора, которого очень любили наши студенты. Так что всех их хочется помянуть добрым словом и повиниться, что не уберегли.

А если говорить об институтских буднях, то у нас идёт реконструкция, которая, с одной стороны, осложнила нашу повседневную жизнь и заставила на время потесниться, а с другой – открывает замечательные перспективы. После окончания строительных работ мы получим первоклассный комплекс, который сохранит атмосферу и облик знаменитой усадьбы на Тверском бульваре, где родился Герцен, где бывали Гоголь, Белинский, Аксаков, где выступали Блок и Есенин, Гумилёв и Маяковский, где жили Платонов и Мандельштам, преподавали Паустовский, Федин, Светлов, Розов, Долматовский, Маканин, Бородин, учились Симонов, Бондарев, Бакланов, Курочкин, Искандер, Коржавин, Солоухин, Трифонов, Белов, Рубцов, Ахмадулина, Евтушенко, Кузнецов, Николаева, Басинский, Пелевин, Меламед, Павлов, Сенчин, Амелин, можно и ещё много прекрасных имён назвать. В то же время это литературно намоленное пространство будет соответствовать всем нынешним, очень жёстким требованиям, предъявляемым к учебным заведениям.

Другое серьёзное и перспективное нововведение – в соответствии с поручением президента мы создали при Литературном институте Дом национальных литератур, который призван заниматься стратегическим направлением – художественным переводом с языков народов России, а в перспективе и наших соседей. У нас уже учится замечательная башкирская группа, в настоящее время работаем с другими национальными языками. Дело это непростое, но крайне важное. Ведь дружба народов предполагает и дружбу литератур. А писательское слово может быть не только словом мира, но и словом войны. От литературного сообщества тоже зависит, куда дальше двинется огромная страна, которой по-прежнему нет равных не только по территории, но и по количеству народов, языков и литератур.

– Предъявляет ли современность какие-то особые требования к преподавателям и студентам творческого вуза? Как влияет на процесс поступления в лит­институт ЕГЭ?

– Требования предъявляет не только современность, но и наши учредители. Вот уже почти четыре года мы находимся в ведении Министерства культуры вместе с такими вузами, как ВГИК, ГИТИС, Консерватория, Школа-студия при МХАТ, Академия художеств имени Репина, и специфика творческих вузов, творческого образования здесь учитывается гораздо лучше. Что же касается ЕГЭ, я никогда не был поклонником единого госэкзамена и всегда считал, что мы потеряли с этой реформой гораздо больше, чем приобрели, особенно в том, что относится к гуманитарным предметам и к литературе прежде всего. А теперь, когда уже несколько лет подряд принимаю вступительные экзамены в Литературном институте, убеждаюсь в этом ещё больше.

– Почему?

– Потому что высокий балл по литературе вовсе не говорит о том, что человек литературу знает и любит, и напротив, низкий не означает обратного. Вот вам конкретный пример. Приходит к нам на днях в приёмную комиссию парень, вернулся только из армии. Пишет неплохие стихи, жизнь повидал. Нам такие ребята в первую очередь нужны. Ведь раньше в Литинститут нельзя было поступить без трудового стажа, без опыта жизни, и это было абсолютно правильное, разумное требование. Сегодня мы его предъявлять нашим абитуриентам не можем, но всё же тех, кто приходит в институт не сразу после школы, особенно ценим. Однако вот незадача – у парня за ЕГЭ по литературе 59 баллов. А мы имеем право принимать документы и допускать до своих экзаменов только тех, у кого балл по ЕГЭ не ниже 60. И ничего поделать тут нельзя. Он сможет этот ЕГЭ только через год пересдать, да и то не факт, что у него получится. И кто от этого выигрывает? Поэтому я думаю, что творческим вузам надо давать больше свободы, гибкости в вопросах приёма абитуриентов, разрешить полностью принимать (может быть, за исключением выпускников текущего года) по результатам собственных внутренних экзаменов, как нам разрешают самим принимать у тех, кто окончил высшие или средние специальные учебные заведения.

– Чему, на ваш взгляд, важнее всего научить начинающих литераторов?

– Много чему, но одна из важнейших вещей – трезво относиться к самому себе. Не возноситься, не падать духом, а хорошо понимать, что у тебя получается, а что – нет. Постоянно работать, потому что писательство оно на кончиках пальцев, набираться впечатлений, много ездить, видеть как можно больше разных людей, быть жадным до жизни, до знаний и стараться выходить за пределы собственного «я».

– В чём вообще ценность и значение профессионального образования для писателя?

– Писательство – занятие одинокое. Об этом Юрий Казаков хорошо написал в статье «О мужестве писателя», которую мы обязательно изучаем. «Когда писатель сел за чистый белый лист бумаги, против него сразу ополчается так много, так невыносимо много, так всё зовёт его, напоминает ему о себе… А помочь ему никто не может, потому что он один».

В этом одиночестве и независимости и твоя сила, и твоя хрупкость, но в какой-то момент, особенно начинающему автору, важно очутиться в среде подобных ему одиночек, а также встретиться с теми, кто старше и опытнее. Показать свои первые работы, услышать критику, порой жёсткую, несправедливую, обидную. Смирить своё самолюбие. Это сложная психологическая ситуация, очень непросто, когда рассказ или стихотворение, в которое ты душу вложил, начинают ругать, находить недостатки, высмеивать. Но так устроен литературный мир, надо уметь переступать через обиды и для начала обращать пораженья в победы, а уже потом их не различать. Этому тоже учит Лит­институт, он заряжает, даёт ориентиры, помогает тебе узнать твою истинную цену. Наконец, он дарит дружбу, что для писателя вещь не последняя, и знаменитое литинститутское братство – это очень серьёзно и полезно.

Читать полностью...